Транспортные аварии (катастрофы)

Cкачать: ms-word

Транспортные аварии (катастрофы)

Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень тревоги. Пассажира транспортного средства опасности подстерегают при посадке, высадке, собственно в поездке и в аварийной ситуации. В Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» определен порядок государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения и ответственность за нарушение соответствующего законодательства. Все виды транспорта делятся по сфере их обслуживания на наземный, воздушный, водный. Существует социально-экономическая характеристика транспорта. Железные дороги можно строить практически повсеместно и почти в любом направлении. Работают они регулярно и перевозят основную массу грузов и пассажиров, поэтому , хотя их прокладка обходится довольно дорого, именно ЖД перевозят ¾ всех грузов в нашей стране. ЖД транспорт считается самым грузоподъемным.

Построить автодорогу стоит в 2-3 раза дешевле, чем железную. Автомобилем выгодно перевозить грузы на короткие расстояния – 50 км – для ЖД транспорта это накладно.

Самый быстрый вид транспорта – воздушный, но он самый дорогой. Им пользуются для перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния, что дает значительный выигрыш во времени.

Самый дешевый вид транспорта – водный. Подготовка и содержание в порядке водных путей в большинстве случаев обходится дешевле, чем строительство и ремонт автомобильных и железных дорог. Морской транспорт обслуживает, в первую очередь, прибрежные районы, а также осуществляет импорт и экспорт страны. Большие морские суда очень вместительные и могут забирать много груза.

Аварии на городском транспорте. Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте. В среднем только за 3 дня в ДТП гибнет столько людей, сколько на авиационном, железнодорожном и морском транспорте в целом за год. Примерно 75% ДТП происходят из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Причем треть ДТП – следствие плохой подготовки водителей. Наиболее опасным вводом нарушений является превышения скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Виды ДТП:
наезды на людей и другие подвижные объекты в полосе движения автомобиля
наезды на неподвижные объекты
столкновение автомобилей друг с другом и другими средствами
опрокидывание транспортного средства

ДТП происходят и по вине пешеходов: неожиданный выход пешехода на проезжую часть дороги, переход через проезжую часть вне пешеходного перехода, наезд на пешехода, «мечущегося» по проезжей части в автомобильном потоке, отвлечение внимания водителя при выполнении маневра на дороге. Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 ч. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ДПС низкий, подготовка населения и водителей также недостаточная. Автоаптечки, которые должны быть в каждой машине, часто неукомплектованы, поэтому смертность от ДТП у нас в 10-15 раз выше, чем в мире.

Аварии на ЖД транспорте. Основными причинами аварий на ЖД транспорте являются: неисправности пути, неисправности подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчерской службы, невнимательность и халатность машинистов и, самое опасное – это возгорание ЖД .состава. Нарушать работу ЖД транспорта могут природные явления (наводнения, обвалы, сели, природные пожары, землетрясения и т.д.). Самая большая опасность – это возгорание железнодорожного состава. Информация о правилах поведения в вагоне и при пожаре всегда в каждом вагоне на стене около кипятильника. Правила выживания при ЧС в вагоне:
не паниковать
при задымленности, смочить любую ткань водой и прикрыть рот и нос
предупредить об опасности пассажиров соседнего купе
постараться сообщить о ЧС проводнику
пробираясь к выходу, делайте это на четвереньках, там меньше дыма
постарайтесь открыть окно или разбить его каким-либо предметом
выбираясь из окна, оцените высоту прыжка: если расстояние до земли небольшое – сначала спустите вниз детей, стариков и больных, если высота велика – прыгайте первыми и принимайте на руки остальных.

Аварии на воздушном транспорте. Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф на воздушном транспорте не уменьшается. Причины: разрушение отдельных конструкций самолета, отказ двигателя, нарушение работы системы управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, пожар на борту. В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту пассажиров, принято называть авиационным происшествием. Они подразделяются на катастрофы, аварии, поломки. Авиационная катастрофа – это авиапроисшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение судна или его исчезновение. Авиационная авария – это происшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее значительное разрушение воздушного судна. Каждая пятая авария на самолете сопровождается пожаром. Главное при пожаре – после остановки самолета немедленно направиться к ближайшему выходу. Анализ ЧС на самолетах выявил два опасных типа поведения пассажиров – паника и апатия. Трезвое спокойствие – одно их важных условий спасения в любой катастрофе

Аварии на водном транспорте. Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:

♦ кораблекрушение – гибель судна или его полное конструктивное разрушение

♦ авария – повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (для пассажиров 12 часов).

Большинство происшествий на водном транспорте происходит по вине людей. Это могут быть нарушения проектирования и строительство судна или происшествия в ходе эксплуатации. Корабли и судна оснащаются спасательными средствами коллективного и индивидуального пользования. Основными средствами коллективного пользования являются спасательные шлюпки и плоты, а средствами индивидуального пользования – спасательные пояса, круги, жилеты. По Международной конвенции по охране человеческой жизни на море предусматривается снабжение морских судов спасательными средствами в количестве, достаточном для команды и пассажиров. Покидать судно при кораблекрушении надо только по сигналу капитана «Покинуть корабль»