Прокуратура разъясняет

Право на управление транспортными средствами

 

Всоответствии со ст.ст. 25, 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и не имеющим ограничений к водительской деятельности.

Пунктом 1 ст.28 Закона предусмотрены основания прекращения действия права на управление транспортными средствами, среди которых: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, пункт 7 которого предусматривает, что психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по Международной классификации болезней (МКБ-10) F10 – F16, F18,F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления) являются противопоказаниями для управления транспортным средством.

По смыслу ст. 1079 ГК РФ транспортное средство является источником повышенной опасности, а управление транспортным средством, как работника, так и владельца индивидуального транспортного средства (водителя, в том числе категории «В», без права работы по найму) непосредственно связано с источником повышенной опасности – транспортным средством.

В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Таким образом, вышеуказанные противопоказания могут являться основанием для обращения прокурора в суд с исковым заявление о прекращении действия права гражданина на управление транспортными средствами.

 

Законодательство о налогах предусматривает различный порядок предоставления многодетным семьям льгот при налогообложении

 

Законодательство о налогах предусматривает различный порядок предоставления многодетным семьям льгот при налогообложении.

Начиная с налогового периода 2018 года для граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (родителей, усыновителей, опекунов), на федеральном уровне предусмотрены льготы в виде:

– уменьшения налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади одного земельного участка;

– дополнительного уменьшения налоговой базы по налогу на имущество на величину кадастровой стоимости 5 кв. м общей площади квартиры (площади части квартиры, комнаты) и 7 кв. м общей площади жилого дома (части жилого дома) в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка. Данный вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида.

Указанные льготы могут быть предоставлены как одному, так и второму родителю трех и более несовершеннолетних детей, имеющему объекты налогообложения.

Кроме того, количество детей в семье отражается на размере вычета по НДФЛ. В отношении третьего и каждого последующего ребенка налоговый вычет составляет 3 000 руб.

Льготы по транспортному налогу устанавливаются региональным законодательством.Льготы для многодетных семей по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц устанавливаются органами местного самоуправления по месту нахождения объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 10 статьи 396 Налогового кодекса РФ налогоплательщики – физические лица, имеющие право на налоговые льготы по земельному налогу, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В силу абзаца четвертого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса РФ, в случае, если физическое лицо, имеющее трех и более несовершеннолетних детей, которому предоставлено право на налоговую льготу, не представило в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу или не сообщило об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом всоответствии с Налоговым кодексом и другими федеральными законами (беззаявительный порядок).

Аналогичные положения о порядке предоставления налоговых льгот в отношении физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, установлены пунктом 6.1 статьи 403, пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса РФ применительно к налогу на имущество физических лиц.

Для применения беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, могут быть получены налоговыми органами от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или находящихся в их ведении учреждений, осуществляющих полномочия в сфере социальной защиты населения.

 

Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

 

Согласно Федеральному закону от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» граждане обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, запрещено курение, в том числе в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов.

Статьей 6.24 КоАП РФ за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах установлена административная ответственность. Протоколы составляют сотрудники полиции.

При этом,Верховный Суд Российской Федерации в своем обзоре судебной практики за 4 квартал 2018 года указал, что граждане, проживая в жилых помещениях, имеют право на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака соседями. Нарушение этого права курящими соседями влечет обязанность компенсировать причиненный моральный вред.

Исходя из правовых норм, изложенных в Федеральных законах от 30.03.1991 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 23.02.2013 № 15-ФЗ  «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», преамбулы Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (заключена в г. Женеве 21.05.2003),  ст. 288 Гражданского кодекса РФ ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ, Верховным СудомРоссийской Федерации сделан  вывод о том, что право гражданина пользоваться жилым помещением свободно, в том числе курить в нем, должно осуществляться таким образом, чтобы последствия потребления табака, которые могут вызвать проникновение табачного дыма или запаха табака в жилое помещение соседей, не распространялись за пределы помещения курящего лица и не причиняли неудобства соседям.

Нарушение этого права курящими соседями влечет обязанность компенсировать, причиненный моральный вред в силу ст. 151 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, появилась возможность привлечения курильщиков не только к административной, но и гражданской ответственности в виде взыскания морального вреда. Для этого необходимо обратиться с соответствующим иском в суд по месту жительства ответчика.

 

Федеральным законом от 16.12.2019 №430-ФЗ, внесены изменения в часть первую Гражданского кодекса РФ

 

Федеральным законом от 16.12.2019 №430-ФЗ, внесены изменения в часть первую Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), в соответствии с которыми усилена защита добросовестных приобретателей недвижимости.

Так, статья 8.1 ГК РФ, регулирующая порядок государственной регистрации прав на имущество, дополнена нормой, определяющей понятие добросовестного приобретателя. Приобретатель недвижимого имущества, полагавшийся при его приобретении на данные государственного реестра, признается добросовестным (статьи 234 и 302 ГК РФ), пока в судебном порядке не доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии права на отчуждение этого имущества у лица, от которого ему перешли права на него.

В новой редакции изложена статья 234 ГК РФ, которая регламентирует правовые основы приобретательной давности вещи.Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя.

Статьей 302 ГК РФ в качестве способа защиты прав добросовестного приобретателя предусмотрена возможность отказа судом в удовлетворении иска Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования об истребовании у добросовестного приобретателя жилого помещения, если после выбытия жилого помещения из их владения истекло три года со дня внесения в государственный реестр записи о праве собственности первого добросовестного приобретателя жилого помещения. При этом, бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности приобретателя, или обстоятельств выбытия жилого помещения из владения, несет истец.

 

Юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности за самовольную перепланировку и порчу помещений в многоквартирном доме

 

Юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности за самовольную перепланировку и порчу помещений в многоквартирном доме.

Федеральным законом от 24.04.2020 № 133-ФЗ внесены изменения в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Нарушение правил пользования жилыми помещениями).

Изменилось название указанной статьи, оно дополнено и звучит следующим образом: Нарушение правил пользования жилыми помещениями. Самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме.

Кроме того, за самовольное переустройство или перепланировку помещений в многоквартирном доме для юридических лиц введен штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб., для должностных лиц – от 4 тыс. до 5 тыс. рублей.

Порча жилых помещений или порча их оборудования либо использование помещений не по назначению повлечет штраф для юридических лиц от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц – от 2 тыс. до 3 тыс. рублей.

Кроме того, статья 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена примечанием:

За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Ранее, до изменений, за самовольную перепланировку и порчу помещений в многоквартирном доме административное наказание в виде штрафа применялось только в отношении граждан.

Федеральный закон вступил в силу 05.05.2020.

 

Режим налоговой тайны распространен в отношении сведений, передаваемых в органы социальной защиты

 

Федеральным законом от 26.03.2020 № 68-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Согласно правок в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации режим налоговой тайны распространен в отношении сведений, передаваемых в органы социальной защиты.

Так, на основании введенного в статью 102 Налогового кодекса Российской Федерации пункта 10 положения в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения о доходах физических лиц, поступившие, в том числе в электронной формес использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, органам субъектов Российской Федерации, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, в целях, связанных с предоставлением государственной социальной помощи, мер социальной защиты (поддержки), установленных законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Доступ к указанным сведениям, составляющим налоговую тайну, в органах субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере социальной защиты населения, имеют должностные лица, определяемые руководителями таких органов.

Кроме того, Федеральным законом № 68-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

В соответствии со статьей 7.2 Закона Российской Федерации № 943-1 налоговые органы представляют, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, имеющиеся у них сведения о доходах физических лиц по запросам органов субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере социальной защиты населения, в целях, связанных с предоставлением государственной социальной помощи, мер социальной защиты (поддержки), установленных законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон вступил в силу 26.03.2020.

 

В Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» внесены изменения

Федеральным законом от 01.04.2020 № 83-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Федеральным законом № 83-ФЗ закреплено понятие «национальная гарантийная система поддержки малого и среднего предпринимательства», под которой понимается система взаимодействующих организаций, осуществляющих деятельность в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к кредитным и иным финансовым ресурсам, состоящая из участников национальной гарантийной системы, к которым относятся корпорация развития малого и среднего предпринимательства, акционерное общество «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», а также фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств) (далее – региональные гарантийные организации), соответствующие требованиям к региональным гарантийным организациям и их деятельности, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на основании новой редакции ч.2 ст. 15 Федерального закона № 209-ФЗ включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, региональные гарантийные организации, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки и др.

В силу изменений в ч.1 ст. 15.2 Федерального закона № 209-ФЗ региональная гарантийная организация представляет собой юридическое лицо, одним из учредителей (участников) или акционеров (в случае, если региональная гарантийная организация является акционерным обществом) которого является субъект Российской Федерации и которое осуществляет в качестве основного вида деятельности деятельность, направленную на обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) организаций, образующихинфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к кредитным и иным финансовым ресурсам, развитие системы поручительств и независимых гарантий по основанным на кредитных договорах, договорах займа, договорах финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии и иных договорах обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на основании изменений в ст. 16 Федерального закона № 209-ФЗ включает в себя не только финансовую, имущественную, информационную, консультационную, но и гарантийную поддержку таких субъектов и организаций.

Федеральный закон № 209-ФЗ дополнен ст.17.1, регулирующей условия предоставления гарантийной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон вступил в силу 12.04.2020.