Памятка для муниципальных служащих по вопросам противодействия коррупции

Cкачать: ms-word

Памятка для муниципальных служащих по вопросам противодействия коррупции

«Кто способен извлекать корысть из общественных дел,

способен и на окрадывание могил» –

Плутарх, древнегреческий писатель и историк.

 

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ

 

Под коррупцией (от лат. coiruptio – разламывать, портить, повреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще. (Словарь иностранных слов. М., 1954. С. 369].

Официальное толкование коррупции согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции) следующее. Коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица, (часть 1 статьи 1 Закона «О противодействии коррупции»).

 

   Противодействие коррупции: деятельность федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, (часть 2 статьи 1 Закона «О противодействии коррупции»).

 

ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

   Гражданско-правовые деликты (правонарушения, влекущие за собой обязанность возмещения причиненного ущерба) -запрещение дарения стать 575 Гражданского Кодекса Российской Федерации (принятие в дар и дарение подарков, за исключением обычных подарков, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или с исполнением последними служебных обязанностей, при условии,что стоимость любого подарка во всех случаях превышает три тысячи рублей).

   Дисциплинарные правонарушения (нарушения отдельных ограничений изапретов по службе – статьи 16,17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее – Закон о государственной гражданской службе); обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера – статья 8 Закона о противодействии коррупции и обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений – статья 9 Закона « О противодействии коррупции»).

   Административные правонарушения (Мелкое хищение-статья7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты); Нецелевое расходование бюджетных средств -статья 15.14 КоАП; Незаконное вознаграждение от имени юридического лица -статья 19.28 КоАП; Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) статья 19.29 КоАП и др.).

   Преступления: (злоупотребление должностными полномочиями-статья285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности – статья 289 УК РФ (является типичным коррупционным преступлением должностных лиц. Состав данного преступления имеет место в том случае, если незаконное участие в предпринимательской деятельности было непосредственно связано с предоставлением этой организации льгот (например, налоговых, экспортных), преимуществ (например, в участии в аукционе) или иного покровительства); получение взятки – статья 290 УК РФ; дача взятки – статья 291 УК РФ); служебный подлог – статья 292 УК РФ; провокация взятки либо коммерческого подкупа – статья 304 УК РФ; подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика – часть 1 статьи 309 УК РФ.

В некоторых случаях (когда это связано с присутствием корыстной иной личной заинтересованности): нецелевое расходование бюджетных средств статья 285 УК РФ; нецелевое расходование государственных внебюджетных фондов – статья 285 УК РФ); превышение должностных полномочий – ста 286 УК РФ и др.).

 

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА

 

   Согласно определению, сформулированному в словаре С.И.Ожегова, взятка это – деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу подкуп, как оплата караемых законом действий. В настоящее время, сюда следует добавить и выгоды имущественного характера в пользу взяткодателя представляемых им лиц.

   Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой:

– получение взятки (статья 290 УК РФ);

– и дача взятки (статья 291 УК РФ).

Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее (взяткодатель).

 

   Получение взятки -одно из самых опасных должностных преступленийособенно если оно совершается группой лиц или сопровождаемое вымогательством, которое заключается в получении должностным ли преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

   Дача взятки -преступление,направленное на склонение должностноголица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), л предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в числе за общее покровительство или попустительство по службе. Взятки мо условно разделить на явные и завуалированные.

 

    Взятка явная -взятка,при вручении предмета которой должностному лицувзяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.

   Взятка завуалированная -ситуация,при которой и взяткодатель ивзяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы взяткодателем могут не выдвигаться, например, за общее покровительство службе).

 

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

 

   Предметы -деньги,в том числе валюта,банковские чеки и ценные бумизделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты пита видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загород дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

Как следует из норм ст. 290 УК РФ любой подарок независимо от стоимости подаренной вещи, (в том числе и стоимостью менее 3000 руб.) будет признан взяткой, если в связи с его вручением государственному (муниципальному) служащему необходимо выполнить определенное действие с использованием служебного положения,

   Услуги и выгоды -лечение,ремонтные и строительные работы,санаторныеи туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

   Завуалированная форма взятки -банковская ссуда в долг или под видомпогашения несуществующего долга, банковский кредит под заниженный процент, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, завышенная оплата гражданскому служащему за выполнение им иной оплачиваемой работы, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, и т.д.

 

НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ:

 

Ø – Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются;

Ø – В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте);

Ø – Сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю;

Ø – Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса;

Ø – Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток.

  В ЭТОМ СЛУЧАЕ НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ К ОСТАВЛЕННЫМ ПРЕДМЕТАМ, немедленно пригласите в свой служебный кабинет непосредственного руководителя, других служащих, при необходимости составьте Акт и обратитесь в правоохранительные органы в случае, если они не стоят с другой стороны двери.

 

ВЗЯТКА ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

 

   Взятка нередко дается и берется через посредников—подчиненных сотрудников,индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, которые рассматриваются УК РФ как пособники преступления.

Гражданин, давший взятку, может быть освобожден от ответственности, если:

– установлен факт вымогательства;

– гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306 УК РФ).

 

Взятка может быть предложена как на прямую («если вопрос будет решен в нашу пользу, то получите…»), так и косвенным образом.

 

   Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве», под которым понимается не только передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, но и способствование в достижении соглашения и получении взятки.

Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

 

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ?

 

   Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо-представитель власти или чиновник, выполняющий организационно – распорядительные или административно-хозяйственные функции.

   Представитель власти —это государственный или муниципальныйчиновник любого ранга — сотрудник областной или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д.

  Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции —это начальник финансового ихозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета и т. д.

 

НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНЫМ ЗАКОНОМ

 

Получение взятки рассматривается УК РФ, как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки. Часть 1 статьи 290 УК РФ определяет основной состав получения взятки.

 

   Получение взятки (статья 290 УК РФ).

 

Обстоятельства преступления Наказание
Если преступление совершено группой лиц

по предварительному сговору с вымогательством или в крупном размере(свыше 150 тыс. руб.)

лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет

со штрафом в размере до одного млн. руб.

 

Если преступление совершено лицом,

занимающим государственную должность

Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, федеральным министром, членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы, рядом других высших должностных лиц, главой

республики, губернатором, депутатом законодательного собрания, мэром города, главой муниципального образования, судьей и т.д.

 

лишение свободы на срок от пяти до десяти лет.
 

Если взятка получена за незаконные деяния должностного лица

 

лишение свободы на срок от трех до семи лет.
Если взятка получена за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица.     – лишение свободы на срок до пяти лет

штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или штраф в размере дохода осужденного от одного года до трех лет.

 

   Примечание. Согласно изменениям, внесенным в примечание к статье 290 УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

 

Дача взятки (статья 291 УК РФ).

 

Обстоятельства преступления Наказание
Если взятка дается должностному лицу лично

или через посредника

штраф в размере до 200 тыс. рублей;

штраф в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев;

исправительные работы на срок от одного года до двух лет;

арест на срок от трех до шести месяцев;

лишение свободы на срок до трех лет.

Если взятка дается должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;

штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от одного года до трех лет;

лишение свободы на срок до восьми лет.

 

     Внимание! Даже если все Ваши действия законны, и Вы добросовестно исполняете свои должностные обязанности. Вас могут провоцировать на получение взятки с целью компрометации и шельмования!

 

В этой связи настоятельно рекомендуется руководствоваться следующими принципами.

  1. В процессе выполнения служебных обязанностей муниципальный служащий обязан принимать меры по безусловному и полному соблюдению административных регламентов, а также:

– не должен брать на себя никаких обязательств и не давать обещания относительно решения каких-либо вопросов.

– не должен посещать, не имея на то полномочий от непосредственного руководителя, неофициальных встреч с кем-либо, имеющим отношение к его служебным обязанностям.

– должен воздерживаться от посещения организаций любого рода, где это может привести к каким-то обязательствам, связям или вызвать ожидания, которые могут служить препятствием при осуществлении им установленных законом полномочий.

  1. Муниципальные служащие должны в свое отсутствие закрывать служебные помещения на ключ.
  2. Муниципальный служащий не должен принимать какие-либо документы или материалы, касающиеся служебной деятельности от любых лиц (в том числе знакомых, сослуживцев и т.д.) за пределами служебного помещения. Все документы должны представляться заявителем и проходить официальную регистрацию в канцелярии.
  3. Все находящиеся в служебных помещениях муниципальных служащих предметы интерьера и технические средства должны стоять на балансе органа местного самоуправления либо иметь подтверждающие документы на их приобретение муниципальными служащими.

 

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ

 

Рекомендуется:

  • – вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;
  • – внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
  • – постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
  • – не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткодателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;
  • – при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке.

 

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ

 

  1. Статья 9 Закона «О противодействии коррупции» предписывает государственным и муниципальным служащим уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

  1. Обратиться с письменным сообщением о готовящемся преступлении в органы прокуратуры — районному (городскому) прокурору, прокурору республики (края, области) вплоть до Генеральной прокуратуры (Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 15а) в котором точно указать:

– кто из должностных лиц или граждан (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) предлагает Вам взятку;

– какова сумма и характер предлагаемой взятки;

– за какие конкретно действия (или бездействие) Вам предлагают взятку;

– в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная передача взятки;

– в дальнейшем действовать в соответствии с указаниями правоохранительного органа;

 

  1. В случаях предложения взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов, Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых их сотрудниками. Соответствующими приказами Генеральной прокуратуры РФ (приказ № 12 от 16 марта 2006 г.), МВД России (приказ № 985 от 1 декабря 2005 г.), ФСБ России (приказ № 613 от 4 декабря 2000 г.), Федеральной таможенной службы РФ (приказ № 600 от 11 июня 2002 г.), Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (приказ № 75 от 9 марта 2006 г.), а также их совместным приказом от 29 декабря 2005 года предусматривается получение сообщений о преступлениях от граждан с выдачей им соответствующих талонов-уведомлений.

 

  1. Попасть на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о предложении Вам взятки.

 

 ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

 

Письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

 

В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры. Федеральной службы безопасности Вас обязаны выслушать и принять сообщение , при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

 

Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.

 

В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации. Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением Вашего заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.

 

В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о даче взятки Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

 

В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ РЕАГИРОВАНИЯ НА ВАШИ ОБРАЩЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЫ МОЖЕТЕ:

 

  1. Обратиться с жалобой в Генеральную прокуратуру Российской Федерации (г. Москва, ул. Б. Дмитровка, 15а).
  2. Сообщить об этом в Комиссию Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю за правоохранительными органами, силовыми структурами и реформированием судебно-правовой системы (г. Москва, Миусская пл., д. 7, стр. 1).