КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

          Муниципальное образование муниципальный округ Обуховский находится на территории бывшей Невской заставы.

          В 1720-е годы, одновременно со строительством города, начали прокладывать казенные почтовые дороги для связи столицы с другими городами России. Первая по значимости дорога шла на Москву, а вторая через Шлиссельбург на Архангельск, поэтому ее назвали Шлиссельбургским трактом.

          При въезде в город около Александро-Невского монастыря на берегу Невы был установлен сторожевой пост-застава, где круглые сутки охранники проверяли у проезжающих документы. Заставу назвали Невской, в XIX веке всю местность от заставы до села Рыбацкого стали называть Невской заставой.

          Петр 1 стремился как можно быстрее заселить невские берега, поэтому в XVIII веке земли на Шлиссельбургском тракте начали раздавать царским сановникам, придворным вельможам для строительства дач и загородных имений.

          В 1780-е годы Мурзинкой и большим соседним селом Александровским владел генерал-прокурор князь А.А. Вяземский. В его имении часто гостили знаменитые талантливые люди: поэт Г.Р. Державин и архитектор Н.А. Львов, по проекту которого в 1785-1787 годах была построена Свято-Троицкая церковь, названная в народе «Кулич и Пасха» за своеобразие архитектурных форм. Церковь является выдающимся памятником архитектуры XVIII века. Её называли «жемчужиной Шлиссельбургского тракта».

         Рядом с селом Александровским находилась дача князей Куракиных. В конце XVIII века была передана Ведомству императрицы Марии Федоровны, которая опекала сиротские дома. С 1837 года там находился Николаевский сиротский институт. В наши дни от Куракиной дачи сохранился старинный сад. Все здания перестроены в середине XIX века.

          В селе Александровском, на месте усадьбы князя А.А. Вяземского, в 1798 году была открыта первая в России механическая бумагопрядильная фабрика-Александровская мануфактура. Она стала первым крупным предприятием ткацкой промышленности в России. На ней в 1805 году была установлена первая в русском ткацком производстве паровая машина, а в 1808 году появился первый в России механический станок. При Александровской мануфактуре в 1817 году была создана единственная в России фабрика, производящая игральные карты. На Карточной фабрике вместе с взрослыми работали дети-сироты Воспитательного дома, и весь доход от продажи карт шёл этому Воспитательному дому. В наши дни ГП «Комбинат цветной печати Санкт-Петербурга» продолжает выпускать игральные карты, этикетки, печатные игры, календари.

          В 1839 году была основана бумажная фабрика братьев Варгуниных. Она первой в России стала производить бумагу при помощи парового двигателя, в 1874 году на фабрике стали делать бумагу из соломы.

          В 1851 году на выставке в Лондоне фабрика получила медаль за высокое качество бумаги (ныне –АО «Фирма Бумага»).

          После поражения в Крымской войне необходимо было перевооружить армию и флот новыми пушками, стальными, а не бронзовыми. В России создателем литой стали был талантливый инженер Павел Матвеевич Обухов. Работая на Урале, ООН начал изготавливать пушки из своей стали. В 1860 году его вызвали в Петербург на испытание его пушки одновременно с пушками из английской и немецкой (Крупповской) стали. Пушки из английской и немецкой стали выдержали около 2000 выстрелов, а пушка из стали Обухова – 4025 выстрелов. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне пушке Обухова была присуждена медаль «За прочность».

           В 1863 году Обухов с промышленниками Путиловым и Кудрявцевым начал строить сталелитейный завод на территории разорившейся Александровской мануфактуры, Обухов пригласил на работу выдающегося ученого-металлурга Д.К. Чернова. Работая  на заводе, Чернов сделал открытия, которые заложили основы металловедения. После смерти Обухова завод стал называться Обуховским (1869).

          В конце XIX века Обуховский завод стал крупнейшим предприятием Петербурга. На нем выпускалось 20 сортов стали, броня для кораблей, пушки больших калибров, минное и оптическое вооружение, артиллерийские башенные установки.

           В 1918 году на заводе были изготовлены первые сотни тракторов. Продолжил эту работу завод «Красный Путиловец». В 1922 году завод получил название «Большевик». В 1923 году был выпущен первый советский авиамотор для самолета. Выполнялись заказы для Волховской ГЭС, для московских метростроевцев – эскалаторы, тюбинги.

           На берегах Невы разместились крупнейшие в городе причалы грузового, пассажирского и речного портов, Речной вокзал и гостиница «Речная».