moobuhovskiy.sankt-peterburg.info
к предыдущей странице

ОТ РАЗНООБРАЗИЯ КУЛЬТУР К ЕДИНОЙ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЕ.

      В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она включает пласт проблем, связанных с отношением людей. Мы все чаще используем понятие «толерантность» и наиболее полно сущность толерантности изложена в «Декларации принципов толерантности», принятой в 1995 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. В Декларации указано, что «толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого  многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».

В приведенном определении можно выделить четыре основных компонента толерантности – это признание, принятие, уважение и понимание. Но первый принцип толерантности, по моему мнению, был дан еще в Пятикнижье - это одна из 10 заповедей «Возлюби ближнего своего как самого себя». Это золотое правило есть во всех религиях. И на нем должно основываться воспитание подрастающего поколения.

Хотим мы того или нет, состав школьников год от года становится всё более интернациональным. Это объективный процесс. Россия всегда была мультикультурной страной. Коренные жители некоторых регионов России, хотя и владеют русским языком, между собой общаются на языке своего народа, поддерживают национальные традиции, даже переезжая на жительство в  Санкт-Петербург и в другие регионы, где большинством является русскоязычное население. Но  малочисленные школы рассматривают увеличение количества мигрантов не только как проблему, но и как возможный ресурс для школы в условиях конкуренции за учеников в период демографического спада. Введение закона о подушевом финансировании привело к тому, что школы вынуждены бороться за учеников, и для школ с низкой наполняемостью любой источник учеников является средством выживания. В школах есть дети мигрантов и деи из республик входящих в состав  России, которые почти не владеют русским языком.

Если раньше в большинстве своем дети мигрантов изменяли имя на русский лад (Альфия становилась Алёной, Римула – Риммой, Назия – Наташей), то сейчас ситуация иная. Редко кто меняет имя, правда, иногда добавляются суффиксы и окончания, свойственные русскому языку. Например, Рано становится Раношкой, а Ануш – Анушей. Этот факт косвенно говорит о росте национального самосознания, с которым нельзя не считаться. Таким образом, применительно к полиэтническому государству вопрос о взаимодействии культур принимает характер сложной задачи совмещения в сознании и поведении ценностей западной и восточной цивилизаций с ценностями национальной и субнациональной культур.

Нас раздражает, когда мигранты и их дети не считаются с нашими традициями. Например, во время экскурсии ребятам показывали православный  храм, и несколько детей мусульман отказались войти, заявив учителю, что это – грех. Их даже не заинтересовала другая культура. Есть случаи, когда девочки в начальной школе приходят на занятия в хиджабе. И все мы помним о конфликте в ставропольской школе, где директор запретил нескольким школьницам посещать занятия в хиджабе. Родители пожаловались в прокуратуру, которая в запрете директора не нашла ничего противозаконного. По опросам 76% родителей считают неприемлемым ношение религиозной одежды в школе.

     Возникают и спекуляции на национальной почве. Ребенок-двоечник может сказать, глядя в глаза учителю, что ему занижают оценки только из-за того, что он нерусский или что ему неинтересно изучать историю России, потому что это не история его народа.

    Эти примеры говорят о том, что перед современной школой появилась новая, а точнее говоря, хорошо забытая старая задача: ребенок должен не только получить знания по конкретным предметам, но должен и научиться общаться, выработать образец поведения в различных ситуациях. Следует учесть, что школы без дополнительной специализации, которые сейчас работают с детьми мигрантами, а раньше работали с детьми «лимитчиков» накопили опыт работы с трудными детьми и трудными родителями. Этот опыт советского времени, традиции коррекционной педагогики, работа учителей сообща с логопедами и дефектологами, может стать важным ресурсом при работе с иноязычными детьми. Главной задачей становится помощь в адаптации детей-мигрантов и их родителей. Уроки русского языка, уроки истории Санкт-Петербурга, этику и традиции страны.

К сожалению, родители-мигранты не ставят перед собой цель адаптации их детей в православной стране. И, говоря сегодня о толерантности, мы понимаем, что перед государством стоят такие основные проблемы как: незнание русского языка, конфессионные  и ментальные различия.

     Главная задача– это формирование петербургской идентичности учащихся с сохранением этнической идентичности каждого участника образовательного процесса. «Между «своим» и «чужим» должно располагаться среднее звено – широкий культурный ареал, с одной стороны, родственный данной культуре, с другой стороны, имеющий налаженные кросс-культурные «мосты» и «каналы», соединяющие с другими мировыми культурами».

Сколько бы прекрасных слов ни говорили детям о толерантности, о конформизме, приобрести эти качества ребенок может только через личный опыт. С этой точки зрения посещение музеев, театров, выставок, выезды на природу, экскурсии в другие города необходимы как для детей мигрантов, так и для тех, кто живет в нашем городе постоянно, потому что в таких поездках и походах приобретается бесценный опыт неформального общения. Посещая театр и музей, ребенок одновременно приобщается к культуре и воспринимает первичные навыки поведения в общественных местах. Он видит, как ведут себя  другие люди, приучается не только слышать, но и слушать, не только смотреть, но и видеть.

      Все чаще встает вопрос безопасности на улице и в школе. Мы все прекрасно знаем примеры межнациональных конфликтов в Санкт-Петербурге. Лучшая гарантия безопасности – повышение уровня культуры, то есть увеличение в учебном процессе доли гуманитарных дисциплин, в частности, литературы, истории. Культурный человек всегда менее агрессивен, способен к диалогу.

Проблема адаптации детей мигрантов смыкается с общими проблемами, которые необходимо решать сообща. В первую очередь, это повышение общей культуры, пробуждение интереса к русскому языку и литературе. Как ни странно, успешной адаптации детей больше всего способствует не введение каких-то особых образовательных программ, не создание особых школ с национальной направленностью, а повышение культуры образования в целом: культуры учителя, культуры учебника, культуры окружающей образовательной среды. Все попытки социальной адаптации детей мигрантов обречены на провал, если мы не сумеем осмыслить и применить на практике лучшее из опыта, накопленного за многие годы российской и советской педагогикой, если школа не будет культивировать интерес к нашей истории и литературе и, наконец, если учитель, вместо того чтобы заниматься детьми, будет составлять бесконечные отчёты для чиновников от образования.

Материалы свободного доступа сети Интернет