к предыдущей странице Как не стать жертвой одноклассников? Тебе только кажется, что ты знаешь о школе абсолютно все. На самом деле школа – очень сложный организм. Известно ли тебе, кто участвует в образовательном процессе? Запомни сам и поделись с товарищем: в нем действуют четыре субъекта – ученики, учителя, родители, администрация. Где с размахом развиваются вертикальные (учителя – ученики, учителя – администрация, администрация – родители) и горизонтальные (между учениками, между учителями, между представителями администрации) виды взаимодействия. Практически в каждом из них могут возникнуть противоречия и конфликты. Тебя непосредственно касаются только два вида: один горизонтальный – отношения между учениками в классе и один вертикальный – отношения с учителями (твое и твоих одноклассников). Прочие виды взаимодействия и возможные в них конфликты имеют к тебе опосредованное отношение. Как правильно поставить себя в классе, как выстроить взаимодействие с учителем, чтобы школьная жизнь не превратилась в кошмар, чтобы на уроки идти без страха, а школу закончить не только с крепкими знаниями, но и с самоуважением. В школьной жизни учителю приходится труднее, чем тебе. Причина очевидна: учитель за тебя отвечает, а ты за него - нет. Опять же обязанностей и ответственности у педагога больше. Всякий конфликт возникает там, где существуют противоречия. Какие противоречия у тебя могут быть с педагогом? По большому счету в вашей совместной деятельности у вас противоречий нет: цели, задачи, интересы общие. Ты хочешь получить образование, учитель хочет тебе его дать. Классический конфликт – это столкновение, борьба, соперничество конфликтующих сторон. У тебя с учителями объекта соперничества нет. Вам нечего делить; Значит, педагогические конфликты – конфликты особого рода. В чем их смысл? В личностной плоскости. Ты уже испытываешь чувство взрослости, хочешь быть признан в мире старших, а учителя не признают тебя самостоятельным и обращаются с тобой (действительно или лишь в твоем воображении), как с маленьким ребенком, ущемляют твои «взрослые» права. Ответь себе честно: а в чем проявлялась твоя взрослость? В нарочитой грубости, развязности, побегах с уроков? Тупиковый путь. Так тебе не удастся заявить о себе, заставить поверить в самостоятельную ответственную личность. Учителя упорно будут продолжать считать тебя неразумным младенцем, за которым глаз да глаз, не то без присмотра он наделает глупостей. Достаточно переменить взгляд на ситуацию, и неприятностей в отношениях с педагогом станет меньше. Один типичных школьных конфликтов: тебе не по душе учитель литературы или химии, не важно. Она когда-то была не права, резко оборвала тебя или чем-то еще досадила. Ты в отместку перестал учить ее предмет, и конфликт твоей постоянной неготовности к урокам перерос в хронический. Разве ты для учительницы учишься? Что получается: ты перенес обиду от педагога, но тебе этой обиды показалось мало, и теперь ты решил обижать сам себя. Зачем? Из наивного детского каприза? Пусть я останусь неучем, получу плохой аттестат, но ее предмет учить не буду! Глупо. Что же делать? Ответ очевиден: подтянуть знания по спорному предмету. И пусть учитель не слишком уважительно бросит: «Наконец-то взялся за ум!», а приятели начнут подначивать: «Решил исправиться, характера не хватило?» Будь стоек, не обращай внимания на ерунду. Помни главное: ты работаешь для себя. У психологов есть интересная методика, которая называется «психокоррекционной метафорой». Типичные ситуации, провоцирующие конфликты учителя и ученика, обобщаются в сказочном сюжете, где новый взгляд на участников конфликта помогает переосмыслить неблагоприятные обстоятельства. Попробуй применить эту методику. Прочти маленькую сказку, в которой иносказательно говорится о конфликте ученика и педагога, и вспоминай ее в острые моменты. «Жил-был мальчик, горя не знал. Но пришло ему время учиться. И отдали его в учение злой колдунье (другой не было, только эта могла научить всяким премудростям). Колдунья казалась мальчику страшной, всесильной и всезнающей. Нос, как клюв, глаза, как два пожара, откроет рот - жди беды. Чтобы окончательно не испугаться, стал мальчик пугать ее: то крикнет, где не надо, то слово обидное скажет, все царство они переполошили своими криками и угрозами. Услышала их добрая мудрая фея. Щелкнула пальчиками, и мальчик тут же увидел, что его колдунья только притворялась злой и жестокой. На самом деле под ее непробиваемым панцирем было ранимое, чувствительное сердце, которое по ночам, когда никого не было рядом, обливалось слезами от одиночества. Ведь его никто не любил так, как ему хотелось, и никому оно было не нужно, как оно того заслуживало! Кричала и делала устрашающий вид колдунья только для того, чтобы никто не догадался об этой печальной тайне. И тогда мальчик понял: не все, что кажется злым и жестоким, такое на самом деле. "Я сильный и смелый, - сказал себе мальчик. - У меня будет еще много побед в жизни. А эта ~ победа над больным, одиноким сердцем - мне не нужна!" И выдержал свое первое испытание на мужество и выносливость». Не забывай также о старых, проверенных способах, помогающих успокоиться. Если чувствуешь, что вот-вот сорвешься, наговоришь глупостей, начнешь швыряться тетрадками, оскорбишь учителя и сильно повредишь самому себе, закрой глаза, сделай три глубоких вдоха, сосчитай до десяти. Не сжимай кулаки, наоборот, расслабь кисти рук и встряхни ими. Когда острый момент пройдет, сможешь спокойно обдумать ситуацию. Не бойся быть любезным и благодарным. Открыто проявляй искренние чувства. Если урок был для тебя интересным, скажи об этом учителю, поблагодари его. Вам обоим будет приятно. Почему ты никогда не делаешь этого? Боишься, что в классе тебя сочтут подлизой? А подавлять в себе естественное доброе чувство разве не страшнее? Твои отношения с одноклассниками... С ними тебе как раз есть что делить. В старших классах нередки конфликты лидерства, в которых два-три героя и их «группировки» соперничают за первенство в классе. Или конфликт нескольких подростков между собой. Или противостояние одного-единственного с целым классом. Конфликты часто вспыхивают и из-за нарушения официального школьного распорядка и неписаных правил группового поведения. Сбежать с уроков вместе со всеми или остаться? Дать списать или нет? Травить новичка вместе с одноклассниками или защитить, перейти на его сторону? Смеяться над «ботанами» или самому стать «ботаном»? Решать тебе. Но прежде ты должен понять, чего тебе на самом деле хочется, что для тебя лучше, полезнее, выгоднее, в конце концов? (По материалам газеты «Школьный психолог» и «Библиотека в школе»).
|