к предыдущей странице 15 ЯНВАРЯ 2013 ГОДА ИСПОЛНЯЕТСЯ 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА МАРИНЕСКО
Доброе имя Александра Ивановича Маринеско
За подвиг этого похода весь экипаж был награжден орденами и медалями. Подводная лодка «С-13» была удостоена звания Краснознаменной, а Александр Иванович Маринеско стал самым результативным советским командиром-подводником по тоннажу потопленных фашистских кораблей. В результате новейшие подводные лодки фашистской Германии остались без высокоподготовленных специалистов и так не смогли взять реванш в Атлантике. Словом, героическая подводная лодка «С-13» лишила Гитлера последней надежды, облегчила транспортировку грузов англо-американцам для второго фронта, что, в конечном счете, приблизило победу над Германией. Капитану 3 ранга Александру Ивановичу Маринеско звание Героя Советского Союза было присвоено посмертно в 1990 году. Он стал поистине «Народным Героем»: в городе на Неве его именем названа одна из улиц, создан Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско, установлены памятники на Богословском кладбище, на заводе Мезон, в городе Одесса, в Калининграде, а из Лиепаи в Кронштадт был перевезен памятник-монумент личному составу «С-13» и ее боевому командиру. Музеи и комнаты боевой славы в честь «Атаки века», совершенной экипажем подводной лодки «С-13» созданы в Одессе, Якутске, Калининграде и других городах России. В послевоенные годы о подвигах и трагической судьбе Александра Ивановича Маринеско написан ряд книг как наших советских авторов (Александр Крон - «Капитан дальнего плавания»; Виктор Геманов - «Подвиг тринадцатой»; Николай Титоренко - «Личный враг Адольфа Гитлера»; Владимир Борисов - «Подводник № 1»; Леоноры Маринеско - «Ты наша гордость отец»), так и многих зарубежных авторов. Выдающемуся событию второй мировой войны были посвящены и передачи центрального телевидения. В частности, «Жизнь сверх меры», рассказывалось в 14-серийном телесериале «Стратегия победы» творческого объединения «Экран», киностудией «Молдова фильм» был поставлен художественный фильм «О возвращении забыть». О героической «Атаке века» многие авторы говорят по-разному, с разных позиций и, к сожалению, с разной степенью достоверности. Более того, в последнее время многие как российские, так и зарубежные средства массовой информации, стали, откровенно говоря, помещать фальсифицированные материалы о личности Маринеско. Думаю, что еще долго будут вестись споры, выдумываться небылицы, однако истину следует искать не в бессмысленных словопрениях, в публикациях профессиональных фальсификаторов, последышей геббельсовских пропагандистов. Истину надо искать в документах, в архивах и воспоминаниях сослуживцев, которым чужда фальсификация фактов. Так, прекрасные воспоминания об Александре Ивановиче Маринеско оставил командир БЧ-V ПЛ С-13 Я.С. Коваленко. По его словам, командир С-13 был человеком с сильно развитым чувством ответственности. Во время плавания лодки в подводном положении, где встреча с врагом наиболее опасна, он находился в боевой рубке, всегда готовый к немедленным действиям. Обычно Александр Иванович сидел на стуле-вертушке, обхватив перископ ногами и упершись шапкой в его корпус, отчего штаны и шапка всегда были промасленными и блестели. И этот блеск на шапке и брюках говорил личному составу очень многое об их командире. Они знали, что командир точно так же, как и они, стоит на вахте, притом стоит дольше каждого из них, сильно устает, но всегда бодр и предельно собран. Находясь за стальными переборками в своих отсеках и лично не видя командира, они всецело верили ему. Знали, что командир всегда на своем командном пункте и не подведет их. Они останутся живыми, и непременно будет победа над врагом. Александр Иванович по-настоящему любил матросов. Когда обстановка позволяла (чаще это случалось на грунте), Маринеско бывал в отсеках. Шутка в разговоре стала его спутником. Но при этом он был немногословен. При постановке боевых задач говорил лаконично, о самом главном. Однако в таких случаях у него непременно были слова, которые он всегда произносил: «Нам поставлена задача выйти в море и потопить врага. Это мы должны сделать во что бы то ни стало». Во время преследования лодки кораблями неприятеля Маринеско сидел в центральном посту на раскладушке, обхватив голову обеими руками и наклонившись вниз. Кажется, никого и ничего он не замечал. Только слушал доклады гидроакустика и периодически отдавал команды на вертикальный руль для изменения курса ПЛ, ее хода и глубины погружения. Он вроде был отрешен от всего, кроме принятия решения на маневр. Так оно, видимо, и было. Ибо ему нужно было ясно представить взаимоположение подводной лодки и сил ПЛО противника, чтобы оказаться победителем в смертельной схватке. Он в считанные секунды принимал ответственные решения. Александр Иванович командовал спокойно и уверенно, словно это происходило в учебном кабинете. Но опасность была на каждом шагу, и у каждого из нас тревожно стучало сердце. В боевой обстановке он обращался к офицерам по должности: старпом, механик, штурман и т.д., а в обычное время - по имени-отчеству. Форму носил не очень прилежно. Нередко у него была расстегнута шинель, блином сидела прошедшая огонь и воду, затертая в походах, фуражка. По воспоминаниям командиров лодок, Александр Иванович на тренировках мгновенно реагировал на тактическую обстановку, быстро проводил необходимые расчеты и принимал грамотные решения для выхода в торпедную атаку. Все это делал с большим блеском. Он по-настоящему любил море и военно-морскую службу. В 2004 году ушел из жизни последний офицер «С-13» штурман «Атаки века», патриот Родины капитан 2 ранга Редкобородов Николай Яковлевич. Он также оставил правдивые отзывы о своем командире как об умном, исключительно грамотном моряке-подводнике, гордом и в то же время простом и добром, доступном для всех человеком. Честь и совесть никогда не покидали его. Храбрость, трезвость и расчетливость всегда сопутствовали ему в море. В этом была причина любви к нему не только экипажа подводной лодки, но и всех честных, порядочных людей. Автору этих строк посчастливилось служить на «С-13» с 1951 по 1956 гг. В ноябре-декабре 1953 года Маринеско выходил с нами в море на «С-13». После завершения 3-месячной командировки в разговоре со мной он неожиданно сказал: «Мне бы сейчас новую подводную лодку и - в Атлантический океан!» Да, его никогда не покидала юношеская мечта стать капитаном дальнего плавания, океанских просторов. С детства его влекло море, и за год до окончания средней школы он подал документы в школу юнг, чтобы стать профессиональным мореплавателем. Учеба давалась ему легко. И не случайно, что Александра Маринеско и его друга Сергея Шапошникова, как наиболее успевающих и имеющих некоторый опыт плавания, уже через полтора года без экзаменов перевели в Одесский морской техникум. На учебно-тренировочном парусном судне «Товарищ» вырабатывался и закалялся волевой характер. Однажды, когда в штормовую погоду начальник вахты подал команду: «Свистать всех наверх!» - Александр Маринеско первым ворвался в кубрик, укачавшихся не трогал, а с остальных - сдернул одеяла и стал за ноги вытаскивать из нагретых коек. Через несколько минут вся вахта была уже на реях и крепила паруса по-штормовому. А вот еще один случай, характеризующий курсанта Маринеско. Однажды на паруснике шла обычная тренировка. Одна из девушек по причине своего плотного телосложения застряла при подъеме по вантам - ни вверх, ни вниз. Все ее усилия только ухудшали положение. На палубе курсанты захохотали. Тем временем, не говоря ни слова, Маринеско сорвался с места, быстро вскарабкался на мачту и втянул девушку на площадку. И хохот стих. Подобные примеры без лишних слов свидетельствовали, что чувство товарищества у Саши было чрезвычайно развито. После пяти месяцев плавания он снова приступил к напряженной учебе. Апрель 1933 года. Из сорока человек, принятых на первый курс, морской техникум окончили только четырнадцать. Саша Маринеско получил назначение третьего помощника на корабль «Красный Флот» - водоизмещением около тысячи тонн. Однако и на этой «коробочке» второй помощник капитана сумел отличиться. Стоя на вахте в районе Скадовска, он различил на горизонте едва заметную точку, доложил капитану, пароход изменил курс и подоспел на помощь терпящему бедствие торпедному катеру, на котором шло из Севастополя высокое начальство. Взять катер на буксир удалось только после двух часов напряженных усилий. Маринеско получил благодарность от командующего Черноморским флотом и месячный оклад от пароходства. А через некоторое время он был вызван на медицинскую комиссию и призван по спецнабору в кадры ВМФ. В начале флотской службы Маринеско отлично окончил штурманские классы спецкурсов командного состава в городе Ленинграде и был назначен дублером штурмана на подводную лодку «Щ-306». Этот последний рубеж - превращение в подводника - дался ему не легко. Трудности были скорее психологические. Физически крепкий, он быстро научился ориентироваться на лодке, легко освоил штурманское дело и отлично изучил устройство корабля. Ветеран подводник В.А. Иванов пришедший на «Пикшу» вместе с Маринеско, вспоминает: «В 1935 году я был дублером минера, а Саша дублером штурмана. Ходили вместе в длительный автономный поход. Сорок шесть суток для «Щуки» - это очень много. В таких походах человек раскрывается полностью. Саша был настоящий моряк, службу нес безупречно. Видно было, что он готовит себя к самостоятельному управлению кораблем. Через несколько месяцев он отлично знал не только боевую часть, но и всю лодку. Веселый, жизнерадостный, команда его сразу полюбила. После успешного завершения похода он стал полноправным командиром штурманской боевой части. В 1936 году штурмана Маринеско направляют на Высшие Специальные Офицерские классы ВМФ в Ленинграде. Летом 1938 года приходит приказ: слушателя курсов Маринеско А.И. отчислить и демобилизовать из флота, видимо это было связано с анкетными данными. Такое неожиданное недоразумение продолжалось сравнительно не долго. Через несколько дней согласно новому приказу слушатель Маринеско вновь продолжил учебу. Воспоминания преподавателя Высших курсов Могилевсокго свидетельствуют о том, с каким упоением принялся Маринеско наверстывать упущенное: «Я руководил занятиями на приборе торпедной стрельбы, - пишет Могилевский, - Александр Иванович стрелял отлично, но ему все было мало. По его словам, однажды, когда слушатели разошлись и кабинет опустел, он задержал преподавателя и попросил дать ему еще одну задачу, какой-то вариант. Отказать любознательному молодому офицеру-подводнику Могилевский не мог. Александр Иванович всегда был душой компании. Во время застолий пел песни русские, украинские, пел хорошо и с чувством. По окончании курсов он получает звание старшего лейтенанта и право самостоятельного управления кораблем. В 1938 году Александра Ивановича назначают помощником командира подводной лодки «Л-1» Балтийского флота, но уже в ноябре того же года он становится командиром малютки «М-96», тогда ему было 25 лет. Малютка давала возможность сразу же идти в море, и Маринеско с одержимостью принялся за формирование своего экипажа. Экипаж был маленький - всего девятнадцать человек, но очень дружный. Уже через год командир дивизиона подводной лодки Евгений Гаврилович Юнаков, аттестируя Александра Ивановича Маринеско, писал: 1. По деловым и политическим качествам должности командира подводной лодки типа «М» соответствует. 2. Достоин присвоения воинского звания капитан-лейтенант в очередном порядке в 1940 году. 3. В Военное время целесообразно использовать командиром п/л типа «М». (ЦБМА, Ф. 3 д. 20426 л. 17). Все лето и осень 1940 года «М-96» занималась напряженной боевой подготовкой. Экипаж отрабатывал погружение - всплытие, затем торпедные стрельбы. Одновременно подводная лодка несла дозорную службу на меридиане Таллина. Задачи постоянно усложнялись. «М-96» выполнила текущие и призовые торпедные стрельбы на «отлично» и заняла в бригаде п/л первое место. Одним из самых успешных достижений экипажа и командира «М-96» было срочное погружение лодки всего за 19,5 секунд, тогда как по нормативу это время составляло 35 секунд. Успехи экипажа были настолько высокими, что командующий Краснознаменным Балтийским Флотом издал приказ о награждении командира подлодки А.И. Маринеско именными золотыми часами, а члены экипажа получили денежную премию 3900 рублей (приказ командующего КБФ № 06968). Накануне войны Маринеско заслужил от комдива Юнакова следующую годовую аттестацию: «Повседневно связан с партийной и комсомольской организациями. Правильно нацеливает личный состав на выполнение задач боевой подготовки, в общественной работе активен, энергичен. Обладает хорошими волевыми качествами, решительный и смелый. Сообразителен и находчив. Умеет быстро ориентироваться и принимать правильные решения в простой и сложной обстановке. Способен пренебрегать личными интересами для пользы службы. Во взаимоотношениями с начальниками, подчиненными и сослуживцами тактичен и выдержан. Заботится о подчиненных. Боевая и политическая подготовка личного состава хорошая. Корабль находится в высокой боевой готовности (1-я линия). В компанию 1940 года подлодка заняла первое место по КБФ. Является первым заместителем командира дивизиона подводных лодок. Выводы: 1. Должности командира подводной лодки соответствует. 2. Достоин назначения на подводную лодку типа «С». 3. После компании 1941 года может быть назначен командиром дивизиона п/л типа «М» XII серии (ЦВМА, ф.3 дело 20426, л. 19). Дозорную и разведывательную службу Маринеско нес исправно. Каждый выход «М-96» был одновременно боевым учением, он готовил маленькую лодку для торпедной атаки. Командир прекрасно разбирался в повадках иностранных транспортов. В предвоенные дни в той части Финского залива творилось нечто необычное, прошли 32 транспорта под флагом фашистской Германии. Как только на судах обнаруживали подводную лодку, там начиналась суматоха. Накануне возвращения на базу Маринеско дал об этом радиограмму. Не все понимали предостережения, однако «М-96» была вновь отправлена в дозор. Известие о нападении гитлеровской Германии командир получил уже находясь на позиции. Итак война. Капитан-лейтенант Маринеско командир корабля первой линии. В 1941 году «М-96» совершила два боевых похода с задачами разведки вражеского побережья и высадки разведывательной группы. По заключению командования, когда надо было форсировать минные заграждения, Маринеско действовал смело и мужественно. Он был одним из первых кому пришлось осваивать науку, где метод проб и ошибок исключается. Вот как описывает А. Крон воспоминания Маринеско: «Нет ничего мучительнее, чем хождение по минному полю. Мина не выдает себя ничем, можно только догадываться об их расположении, опираясь на собственное чутье и рассказы товарищей. Попал на минное поле - ползи. Иди не виляя, самым малым. При касании бортом о минреп - не шарахаться, а осторожно отрабатывать назад. Тихонько, чтоб минреп не сорвался, отводить корму. Он натягивается как струна, но должен соскользнуть мягко. Нервы при этом надо держать в кулаке. Очень хочется поскорее убраться с опасного места - нельзя. Слышишь скрежет натянувшегося троса, его слышат все, и надо чтобы команда знала, что у командира рука, лежащая на машинном телеграфе, не дрогнет и он не поддастся панике». 14 августа 1942 года с дистанции 12-ти кабельтовых «М-96» торпедировала транспорт противника водоизмещением 7000 тонн. По словам участника войны на подводном фронте контр-адмирала Юрия Сергеевича Русина, в тот день «М-96» благополучно форсировала Гогландский противолодочный рубеж и утром 14 августа подошла к маяку Порккалан-Калбода, где обстановка была особенно напряженной. Были обнаружены транспорт и две шхуны, охраняемые сторожевыми катерами. «М-96» легла на боевой курс, прозвучала команда: «Аппараты товсь!». Александр Маринеско В окуляре перископа показался форштевень вражеского транспорта. Он все быстрее приближался к прицельной нити. Торпеды надо выпустить точно в залповой полосе, ни раньше, ни позже, иначе они пройдут мимо. «Малютка» дважды вздрогнула всем корпусом, выстреленные торпеды понеслись к цели. Через несколько секунд гидравлический удар большой силы, вызванный взрывом торпеды, потряс подводную лодку. Как и предполагал Маринеско противник начал преследование. Серия глубинных бомб разорвалась совсем рядом. В отсеках погас свет. Умело маневрируя, командир лодки обеспечил отрыв от вражеских кораблей. Следующей ночью «М-96» получила приказание возвратиться в базу. При форсировании минных заграждений девять раз «М-96» касалась мингрепов. С почестями, положенными победителям, в Кронштадте в торжественной обстановке встречали «М-96». Волнующим был тот ритуал. Арка из еловых веток, обвитая кумачевыми лентами, придавала праздничный вид пирсу, на котором выстроились боевые моряки. Духовой оркестр играл встречный марш. Мастерски выполнив маневр подхода, «М-96» отшвартовалась у пирса. Подали сходню. А.И. Маринеско сошел с подводной лодки, доложил командиру бригады о выполнении боевой задачи и торпедировании транспорта противника. Комбриг обнял и по-русски трижды поцеловал его. За высокое воинское мастерство, проявленное в этом боевом походе, капитан-лейтенант А.И. Маринеско награжден орденом Ленина, его помощника старшего лейтенанта Л.П. Ефременкова – наградили орденом Красного Знамени. Орденами и медалями были награждены все члены экипажа. 15 января 2013 года, отмечая столетний юбилейный день рождения Александра Ивановича Маринеско, еще раз хотелось бы вспомнить, что он оставил потомкам пример классической снайперской стрельбы торпедами. Александр Иванович прославился на весь мир как ас-подводник. В Советском Союзе он заслужил имя «Народного Героя». До сих пор продолжает иметь место ложь, фальсификация фактов, кляузы, сплетни на замечательного, грамотного, с математическим складом ума моряка-подводника Александра Ивановича Маринеско. Я, как бывший член экипажа подводной лодки «С-13» послевоенного времени, буду всегда отстаивать доброе имя Маринеско! Пользуясь девизом многих моряков-подводников: «Морская служба, братская дружба, и борьба за правду близкую к истине!» Для аса-подводника Александра Маринеско, который на двух подводных лодках произвел шесть выходов в боевые походы и находился в плаваниях всего 160 суток, при этом «М-96» и С-13 возвращались в базу без повреждений, то это очень показательно. Если бы не морская блокада Финского залива с апреля 1943 года по сентябрь 1944 года, то он мог бы утопить фашистских кораблей на порядок больше.
Член Президиума Совета ветеранов-подводников ВМФ, лейтенант в отставке, ветеран войны и труда Иван Алексеевич АНДРИЯНОВ.
|