к предыдущей странице К 100-летию со дня рождения Александра Ивановича Маринеско. Его юбилейная дата 15 января 2013 года.
Снайперская «Атака века»
Очень многим людям, как в России, так и за рубежом, известно имя командира подводной лодки С-13 Александра Маринеско, удостоенного высокого звания Героя Советского Союза через 45 лет после свершения им выдающегося подвига, дерзкой отважной атаки 9-палубного крупнейшего лайнера «Вильгельма Густлофа». Когда в печати и по радио появилась информация о потоплении плавбазы немецких подводных лодок (бывшего пассажирского лайнера, роскошный и комфортабельный, лайнер являлся символом фашистской Германии), не только Европа, но и весь мир был удивлен и ошеломлен. В январе 1945 года наступающие войска Советской Армии прижали к берегу Балтийского моря крупную Восточно-Прусскую группировку армии «Центр» под руководством генерал-полковника Гендулига и остатки армии группы «Висла» подчиненной лично рейхсфюреру Г. Гиммлеру. Этот 700-тысячный контингент немецко-фашистских войск был изрядно потрепан в предыдущих боях, но все они были прекрасно вооружены и оснащены всеми видами довольствия. Эти войска были ценны еще и тем, что они обладали большим опытом, приобретенным в боях и походах на полях сражений в Европе и западной части СССР. По личному распоряжению Гитлера к этому времени в Балтийском море были сосредоточены все основные силы кригсмарине: тяжелые крейсера «Принц Ойген», «Адмирал Шеер», «Лютцов», почти все эскадренные миноносцы и множество более мелких кораблей и катеров. Спасение прижатой группировки войск оказалось возможным только по морю, так что скорейший вывод из-под удара всех этих войск был настоятельной необходимостью. Гитлер не разрешал начинать эвакуацию никаких других частей и соединений. Кроме подводников (в первую очередь) и танкистов (лишь во вторую очередь), крайне необходимых для защиты Берлина. Генералы Ставки предлагали срочно переправить все боеспособные части под Берлин, но Гитлер сказал «Нет! Данциг держать до последнего. Держать, чтобы успеть эвакуировать подводников». Ни о каких гражданских беженцах, которых было около 1,5 млн человек, никто из руководства Германии даже не вспоминал. В подтверждение этому привожу выдержку из книги В. Ф. Трибуца «Балтийцы наступают», он пишет: «Войска Третьего Белорусского фронта завершили подготовку к штурму Кенигсберга, я доложил командующему фронтом маршалу А. М. Василевскому, какие задачи способен решать КБФ. Маршал дал указание постоянно информировать его о событиях на море. Гитлеровские пропагандисты уверяли своих соотечественников, что русские никогда не возьмут город-крепость. Гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох обратился к населению с воззванием: «Земляки! В настоящее время о всех нас думает фюрер! Он никогда не отдаст Восточную Пруссию врагам. Его лучшие дивизии будут защищать Пруссию до последней капли крови, а новые войска при помощи секретного оружия прогонят большевистские орды за Урал. Предателем станет каждый житель Восточной Пруссии, который хотя бы на минуту допустит, что Восточная Пруссия покорится врагу! Безопасность гарантируется нам родиной и верой в нашего фюрера!» Сам Эрих Кох покинул Кенигсберг. И вот 6 апреля 1945 года, три дня и три ночи земля дрожала под ударами советской артиллерии, авиации и танков. Потребовалось всего трое суток, чтобы сокрушить и взять этот старинный город-крепость». Этот небольшой экскурс по книге командующего КБФ Владимира Филипповича Трибуца показывает, что никаких беженцев, простых горожан Восточной Пруссии в январе, феврале 1945 года не могло быть. На «Вильгельме Густлофе» могли быть только члены семей высокопоставленных чиновников, фашистских бонз из Данцига и окружающих земель Восточной Пруссии, Померании и Польши, многие из них находились с награбленным имуществом и драгоценностями европейских стран и Советского Союза. Так что шумиха о беженцах, сначала в зарубежной печати, а потом публикации в советской печати – это обман и лживые утверждения. Ушли на дно такие «мирные» граждане, как руководящие чиновники фашистских концлагерей Майданека, Аушвица, Штуттхофа, такие «мирные» личности, как гауляйтер Данцига и бургомистр Готтенхафена Герр Форстер и один из самых крупных прихвостней Гитлера – бургомистр Гдыни. «Вильгельм Густлов» был переполнен разного рода карателями и убийцами, среди которых батальон вспомогательной службы СС из ведомства Гиммлера. И Гитлер, и Денниц были потрясены морской трагедией, разыгравшейся у Штольпе-Банк. Вместе с плавбазой «Вильгельм Густлоф» ушли на дно сотни ящиков с награбленным в Советском Союзе драгоценным грузом, ценными техническими материалами и новейшей аппаратурой с секретно-технической документацией. По всем проверенным и перепроверенным данным, ни одного настоящего гражданского беженца, как в этом сегодня пытаются убедить мировую общественность геббельсовские последыши, на плавбазе не было. Их близко не подпускали к территории порта, оцепленной эсэсовской охраной. Вход осуществлялся под строжайшим контролем и по спецпропускам. Главной потерей для вермахта были люди: в основном унтер-офицеры, старшие офицеры, генералы. Этих старших офицеров и генералов было несколько десятков. Среди них – более десяти руководящих лиц из ведомства Гиммлера (РСХА). Все эти потери, конечно, очень значительны. Но главное, что и взбесило Гитлера, – потеря 3700 подводников, прошедших подготовку по спецпрограмме, для вновь построенных более 100 новых подводных лодок – XXI и XXIII серий во главе с командирами экипажей для этих лодок. В подтверждение проектирования и строительства подводных лодок XXI и XXIII серий привожу данные немецкого адмирала Фридриха Руге из его книги «Война на море». «В апреле 1943 года Управление кораблестроения ВМС Германии предложило конструкцию прочного корпуса подводной лодки с поперечным сечением, напоминающую цифру "8", в котором много места для размещения аккумуляторов и выдерживает очень высокое давление. Идеи такого проекта положены в разработку дизель-электрической подводной лодки XXI проекта, водоизмещением 1600 тонн, с максимальной скоростью подводного хода 17,5 узла. Она была оснащена шноркелем и лучшим оборудованием для обнаружения цели, которое позволяло ей совершать атаки из-под воды, выстреливать торпеды с большой глубины по акустическому пеленгу цели. Проект этой лодки был подготовлен в течение двух месяцев. Ее чертежи 19 июня 1943 года представили адмиралу Денницу. Он сразу же по достоинству оценил преимущества новых лодок и приказал их строительство вместо лодок IX серии. Надеясь на реванш с Англией (И.А.), Гитлер утвердил ежемесячный план, предусматривающий строительство 22 лодок XXI серии и 10 лодок XXIII серии, отличающейся водоизмещением, которое составляло 250 тонн со скоростью хода под водой 12,5 узла. Уже в конце октября 1944 года были спущены на воду 45 лодок ХХI серии и 24 лодки XXIII серии. Пять этих лодок в конце войны участвовали в боевых действиях и доказали свою эффективность в реальных боевых действиях». Если принять выполнение ежемесячного плана строительства новых лодок в 32 единицы успешным, то их к моменту потопления «Вильгельма Густлофа» наклепали за три месяца еще 96 подводных лодок. А всего стало 69+96=165 подводных лодок. Это и было секретное оружие, на которое рассчитывали Гитлер и Денниц. Более всех был потрясен гибелью «Вильгельма Густлофа» главком кригсмарине гросс-адмирал К. Денниц. Окончательно рухнула его «стратегия тоннажной войны», а также его надежда на удушение Англии в подводной блокаде с помощью новых «чудо-лодок», а затем – одержать победу на втором фронте над англо-американцами, заключив с ними сепаратный договор и перенести тяжесть войны на Советский Союз. 7000 членов экипажей новых подводных лодок проходили подготовку в самой большой в мире школе подводников в Учебном центре Данцига, оборудованного по последнему слову технического прогресса: тренажерами, аппаратурой, приборами различного назначения. В распоряжении Центра имелась целая флотилия (30 единиц) боевых подводных лодок. На них курсанты тренировались управлять механизмами, практически повышая свой уровень подготовки. Новые подводные лодки XXI и XXIII серий были действительно самыми лучшими в мире по своим тактико-техническим характеристикам, а интенсивность спуска новых лодок на воду к началу 1945 года достигала 40 единиц в месяц. Вот почему У. Черчилль на Ялтинской конференции просил И. В.Сталина ускорить наступление советских войск в направлении на Данциг. Так что «Атака века» (так назвали эту атаку специалисты) не только взволновала и продолжает волновать мир, но и, бесспорно, приблизила конец войны. Именно поэтому она вписана золотыми буквами в мировую историю флота. Следует упомянуть еще, что в том же январско-февральском знаменитом походе А.И. Маринеско потопил военный транспорт (вспомогательный крейсер) «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14 600 тонн, с которым ушло на дно 3500 танкистов, предназначавшихся для обороны на берлинском направлении. Две атаки подводной лодки С-13 в сложных зимних условиях, мороз 17 градусов, видимость из-за снежного заряда нулевая, сильный ветер, качка – в обоих случаях надо было выбрать позиции для атаки, догнать крупные цели противника и произвести торпедные залпы по снайперски. 30 января по транспорту «Вильгельм Густлоф» из носовых торпедных аппаратов были выпущены три торпеды «веером», все попали в цель в разных местах корпуса корабля, при таком попадании остаться на плаву даже «непотопляемому» 9-палубному лайнеру, каким был «Вильгельм Густлоф» – невозможно. 10 февраля после 4,5 часов погони по вспомогательному крейсеру «Генерал фон Штойбен» из-за помехи эсминцев охранения командир был вынужден стрелять из кормовых торпедных аппаратов на отходе. Торпеды были выпущены с интервалом в несколько секунд, обе попали в цель. Легендой отечественного подводного флота стали не только эти знаменитые атаки, но и вся жизнь – подвиг моряка-подводника А. И. Маринеско. До войны он был одним из лучших командиров подводных лодок на Балтике, в 1939 и 1940 годах он занимал первые места по боевой подготовке при подведении итогов года. В 1942 году потопил фашистский транспорт водоизмещением 7000 тонн, за что был награжден орденом Ленина, в 1944 году за потопление транспорта в 5000 тонн получил орден Красного Знамени. Если бы С-13 под управлением Александра Маринеско выходила бы в боевые походы с весны 1943 г. по октябрь 1944 г., то все крупные корабли немцев были бы на морском дне. Нелегко сложилась послевоенная жизнь этого легендарного подводника. По разным причинам он и Героем Советского Союза не сразу стал, по клеветническим измышлениям был осужден и отбывал срок в сибирских лагерях. Наконец-то правда восторжествовала, Александр Иванович Маринеско посмертно был удостоен высшей государственной награды – Золотой Звезды Героя. Прошло немало лет после этой известной теперь всему миру «Атаки века». Но она как была, так и останется самой знаменитой атакой подводной лодки в той войне. Хотя подводные флоты Германии, США, Англии, Японии, Италии тоже имеют свои «Атаки века», но именно «атака века» С-13 под командованием Александра Маринеско занимает первое место в мировых публикациях о подводной войне на море во время Второй мировой войны. В общем потоке многочисленных пространных или кратких упоминаний о жизни А. И. Маринеско нет-нет да и снова появляются какие-нибудь очередные пакости об этом человеке. «Но ложь никогда не может вырасти в истину, вырастая в силе» (Р. Тагор). Об атаке и ее авторе писали, высказывали свое мнение как авторитетные историки и писатели разных стран, так и выдающиеся военно-морские начальники. Вот имена некоторых из них. Это немцы, англичане, американцы и шведы, такие как К. Беккер, Ю. Ровер, Г. Шен, И. Брок, К. Добсон, Д. Миллер, С. Морасон, С. Роскилл, А. Нестле, В. Таррент, М. Пфишман, Р. Пейп. Из наших писателей А. Крон, С. Смирнов, А. Зорин, А. Штейн, В. Геманов, Н. Титоренко. Высказывали свое мнение с высокой оценкой подвига и авторитетные советские военно-морские начальники адмиралы Н. Г. Кузнецов. И. С. Исаков, Г. М. Егоров, А. Г. Головко. Высочайшую оценку подвигам Маринеско дали его друзья и коллеги – выдающиеся советские командиры подводных лодок Герои Советского Союза С. П. Лисин, Г. И. Щедрин, П. Д. Грищенко, В. К. Коновалов, М. В. Грешилов. Им гордился и пытался в опальные годы помочь Маринеско восстановить статус подводника и дослужить хотя бы до нормальной пенсии его первый учитель и наставник, один из опытнейших подводников капитан 1 ранга Евгений Гаврилович Юнаков. В заключение очерка о подвиге Маринеско привожу цитату одного из самых авторитетных советских флотоводцев, бывшего начальника Главного штаба ВМФ, Героя Советского Союза, адмирала флота Советского Союза Ивана Степановича Исакова: «Героическим подвигом, потрясшим фашистов, начиная с самого Гитлера, является атака подводной лодки С-13. Подвиг этот («Атака века») сыграл роль в ускорении морального и физического разгрома гитлеровской Германии».
Первый памятник Маринеско.
Валерий Семенович Приходько – автор памятника А. И. Маринеско, первого и лучшего по сей день памятника советским подводникам Великой Отечественной войны – в 2011 году, отмечая 25-летие открытия памятника-монумента, удостоен одной из высших наград Академии художеств России – Золотой медали имени В. В. Верещагина – великого русского художника-баталиста. Он один из немногих настоящих творцов, кто «оживляет камень» и создает «бронзовые легенды», поет славу героям. Он бывший моряк-балтиец, родившийся в Белоруссии. У честных и талантливых советских тружеников родился одаренный сын. Окончив архитектурное отделение Минского инженерно-строительного техникума в 1974 году, он был призван на военную службу и направлен на Балтику в бригаду ОВРа в город Лиепая. Будучи талантливым и трудолюбивым, он в кратчайший срок блестяще освоил свою специальность рулевого сигнальщика и при подведении итогов по боевой подготовке бригады был объявлен лучшим по специальности. Валерий Семенович был в это время старшиной 2-й статьи в должности командира отделения рулевых сигнальщиков на большом тральщике «БТ-747». На службе в течение трех лет он познакомился со многими балтийцами-ветеранами, среди которых были участники Великой Отечественной войны. Некоторые из них знали и помнили А. И. Маринеско. Узнав правду о подвиге и жизни командира подводной лодки С-13, молодой балтиец был обескуражен. Образ легендарного подводника не только заинтересовал его и запал в душу, но и подвигнул на глубокое изучение истории боевых походов советских подводников Балтики. После окончания службы он поступил учиться в Белорусский театрально-художественный институт на скульптурное отделение. В институте он продолжал собирать материалы о А. И. Маринеско. Он принял решение внести свой вклад в общее дело, чтобы «опальный герой» стал «народным героем». Способствовало этому то обстоятельство, что во время обучения в институте на 3-м курсе, выполняя творческую курсовую работу по теме «Портрет великого человека», он инициативно взял тему «Командир Краснознаменной ПЛ С-13 А. И. Маринеско» и, приняв участие в конкурсе творческих работ в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне, снова взял ту же тему и стал лауреатом конкурса. Загоревшись мечтой создать памятник Маринеско, он продолжал работать и в качестве дипломной работы опять взял его образ. Удачно защитив диплом, он с еще большим рвением стал глубоко изучать специальную литературу по вопросам своей специальности и призвания, историю ВМФ и, в частности, историю подплава Великой Отечественной войны. От момента задумки памятника до реализации проекта прошло 10 лет. И все это время постоянный поиск, множество чертежей и эскизов, знакомство с отечественными и мировыми образцами прикладных и монументальных произведений скульптуры. Когда проект был отработан, возникло особое, казалось бы, непреодолимое препятствие: на отливку памятника необходимо было приобрести 1200 кг бронзы, нужен был гранит и мрамор. Да и взять на себя ответственность за разрешение установить памятник и определить место никто не хотел. Автор с благодарностью вспоминает ветерана-подводника Великой Отечественной войны капитана 1 ранга Георгия Ивановича Гавриленко и бывшего начальника политотдела 25-й эскадры подводных лодок контр-адмирала Василия Федоровича Иванова. Именно они помогли решить вопрос на установку памятника на территории эскадры и оказали помощь в приобретении необходимых материалов. И вот все преграды были сломлены. 3 октября 1986 года в торжественной обстановке памятник – «пламя души и песня сердца», как говорит автор, был открыт на территории подплава в Лиепае. После распада СССР и отделения Латвии местные разрушители решили переплавить памятник на металл. Однако наши моряки не позволили это сделать, заблаговременно выставив у памятника охрану. Памятник был демонтирован и перевезен в Кронштадт и через 9 лет, в 1995 году, был вновь открыт на территории Аллеи Героев бригады подводных лодок. Трудной была судьба легендарного героя Маринеско. Нелегкой оказалась судьба и посвященного ему памятника. Чем дальше уходят годы, тем величественнее значение подвига Александра Ивановича в истории ВМФ и всей истории Второй мировой войны, тем дороже нам становится светлая память о подвигах советских подводников, внесших неоценимый вклад в Великую Победу, тем очевидней ценность и важность произведений искусства, подобных этому, без преувеличения, настоящему шедевру отечественной и мировой скульптуры. Кроме того, ценен он нам тем, что сохраняет память не только об одном командире и экипаже подводной лодки С-13, но и обо всех подводниках Великой Отечественной войны, ушедших в море защищать нашу страну от фашистских варваров и не вернувшихся в родную базу. Неоценима его важность в воспитании гражданственности и патриотизма соотечественников, особенно молодых людей, не знавших войны. Александр Иванович Маринеско мастерски управлял подводными лодками М-96 и С-13,тренировал и сплачивал экипажи, ходил по минным полям Финского залива и Балтийского моря, уклонялся от глубинных бомб опытного противника – это не везение, а мастерство и молниеносная реакция командира. Лодки под его управлением возвращались из боевых походов без повреждений. Он любил Родину и героически сражался с врагом на море. Его заслуженно называют «Народным Героем». Слава ему будет вечной, о чем будет напоминать первый памятник-монумент, созданный Валерием Семеновичем Приходько.
Член Президиума Совета ветеранов-подводников ВМФ, прослуживший на С-13 с 1951 по 1956 год, ветеран войны и труда лейтенант в отставке
Иван Алексеевич Андриянов
г. Санкт-Петербург |