ФАКТОРЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К НАРКОЗАВИСИМОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ И ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

Cкачать: ms-word

ФАКТОРЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К НАРКОЗАВИСИМОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ И ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

 

Условия, факторы, причины, которые провоцируют начало потребления наркотиков у подрастающего поколения:

  • дурное влияние среды или влияние моды. Потребление наркотиков связывают со стремлением подростков с одной стороны идентифицироваться в окружающей среде, а с другой – следование стилю жизни кумиров, многие из которых умерли от передозировки.
  • экономическое и социальное неблагополучие. Дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют малопрестижный род занятий или являются безработными, имеют больше шансов быть постоянными участниками правонарушений и часто злоупотреблять наркотиками.
  • неблагополучное окружение. Районы, характеризующиеся высоким уровнем преступности, с часто меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнем преступности.
  • противоречия и несогласованность в законодательстве. Положение дел с употреблением наркотиков напрямую связаны с существующими законами и правилами, действующими в отношении наркотиков, содержащимися в федеративном и местном законодательстве.
  • семейная предрасположенность. Дети, рожденные или воспитанные в семьях с наркотическими традициями, подвержены большему риску к наркотикам в связи с генетическими факторами и влиянием непосредственного окружения.
  • неумелость и непоследовательность в воспитании. В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, дети подвергаются большему риску совершения правонарушений и частого употребления наркотиков.
  • неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе. Неудачи учебы усиливают риск злоупотребления наркотиками и вероятность совершения правонарушений и преступлений.
  • общение с употребляющими наркотики сверстниками. Такое общение является одним из наиболее надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления наркотиков.
  • положительное отношение к наркотикам, приобщение к ним с детства.
  • важное место в причинном комплексе занимает потребность в достижении, заключающаяся в стремлении личности улучшать результаты своей деятельности. Формируется из двух основных компонентов – стремления к успеху и избежание неудачи. Такая потребность возникает в результате тревоги, беспокойства, вызываемых страхом неудачи, и поэтому часто компенсируется наркотиком.
  • к потребностям достижения можно отнести и потребность в признании. Она выражается в стремлении добиться высокой оценки со стороны уважаемых людей.
  • наркотики также используются как средство повышения самооценки и самоуважения и средство компенсации. Неумение, беспомощность, некомпетентность, робость, зависимость, чувство вины, раскованность в поведении – все это может привести к употреблению наркотиков в подростковой среде.
  • потребность в общении имеет большое значение для молодого человека. Неудовлетворенность этой потребности, особенно в кругу семьи, ведет к развитию неадекватного поведения, а в дальнейшем может привести и к наркомании.
  • наркотики могут употребляться в целях удовлетворения потребности в релаксации, а также изменения эмоционального состояния. Разрядка нервно-психического напряжения (снижение способности контролировать свои эмоции, стремление избавиться от необходимости принимать решения и т.д.) может быть самостоятельным мотивом наркотизации, независимо от типа и характера личности.
  • как средство получения удовольствия (наиболее распространенный тип мотивации) потребления наркотика оказывается «счастливой находкой», дающей возможность испытать сильное чувственное наслаждение.
  • ретретизм как возможность ухода от действительности и связанных с ней проблем (тяжелый быт, его неустроенность, безработица и т.д.) также может быть условием, провоцирующим начало потребления ПАВ у подрастающего поколения.

 

Многообразие подходов к профилактике наркомании, сложившейся к настоящему времени в нашей стране и за рубежом, подразделяются следующим образом:

  • подход, основанный на влиянии социальных факторов. Употребление наркотиков объясняется важнейшей ролью социальной среды в развитии человека, которая является источником обратной связи для личности, рассматривается как система поощрений и наказаний. В социуме, прежде всего, следует искать предпосылки употребления наркотических веществ личностью. Как более частные варианты этого подхода можно рассматривать педагогический и правоохранительный подход.
  • педагогический подход объясняет риск формирования девиантного поведения вредными привычками, педагогической запущенностью, воспитанием в социально не благополучных семьях.
  • правоохранительный подход в качестве основных признаков рассматривает определенные формы поведения (самовольные уходы из семьи, уклонение от учебы). Профилактика наркомании в рамках этого подхода направлена, прежде всего, на микросоциум – семью, подростковые компании, школьные коллективы.
  • в рамках подхода формирования жизненных навыков наркотическая зависимость рассматривается как учение определенной форме поведения, которая транслируется конкретной субкультурой. Предметом профилактики является повышение у подростков устойчивости к различным социальным явлениям, в том числе и к предложениям попробовать наркотики.
  • Личностно-ориентированный подход, согласно которому ребенок не будет употреблять наркотики по внутриличностным мотивам.
  • духовно-ориентированный подход понимает наркоманию как выражение кризиса духовности в обществе. Цель профилактики наркомании – сформировать у подростка нравственное поведение, систему ценностей, из которой наркотик был бы исключен.
  • формирование здорового образа жизни. Основная идея этого подхода – формирование здоровой личности, проявляющий здоровый жизненный стиль, влияющий не только на собственное благополучие, но и способствующий позитивным изменениям среды, социальной и культурной ситуации.