Прокуратура Невского района г. Санкт-Петербурга разъясняет:
Иски в уголовном процессе
Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52 Конституции РФ). Достижению этой цели служит, в частности, гражданский иск в уголовном процессе, т.е. основанное на нормах материального права требование гражданина или юридического лица о возмещении имущественного и денежной компенсации морального вреда, причиненного преступлением, предъявленное по уголовному делу к обвиняемому или к лицам, несущим по закону имущественную ответственность за действия обвиняемого.
Гражданский иск в уголовном процессе представляет собой соединение в одном производстве дела о преступлении (уголовного дела) и дела о возмещении вреда (гражданского дела), что дает очевидные преимущества как с точки зрения организации подготовки к рассмотрению и самого рассмотрения, так и с точки зрения защиты законных интересов гражданина или юридического лица, пострадавших от преступления. Исключается необходимость дважды – в уголовном и гражданском процессах – отстаивать права и интересы, нарушенные преступлением, платить государственную пошлину по гражданскому делу, а самое главное – доказывать обоснованность своих исковых претензий по правилам гражданского судопроизводства, возлагающим бремя такого доказывания на истца.
Гражданский иск по уголовному делу может быть предъявлен потерпевшим или его представителем в целях возмещения любых убытков, находящихся в непосредственной причинно-следственной связи с совершенным преступлением, в том числе возникших из факта причинения, вреда здоровью потерпевшего (утраченный вследствие полной или частичной потери трудоспособности законный доход, расходы на лечение и протезирование и др.), а также в целях получения денежной компенсации за моральный вред на основании статьи 151 ГК РФ. Вред причиненный преступлением можно разделить на физический, имущественный и моральный.
Физический вред – это вред, причиненный здоровью физического лица, телесные повреждения и расстройство функций человеческого организма, утрата им прежних способностей и возможностей.
Имущественный вред – это убытки минус дефект имущественного блага, разница в имущественном положении, образовавшаяся в результате правонарушения, а также упущенная экономическая выгода.
Кроме того, наряду с исками о возмещении имущественного вреда в уголовное дело иногда допускаются иски об имущественной (денежной) компенсации причиненного преступлением морального вреда. Моральный вред – это душевные страдания, вызванные действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на другие нематериальные блага. Несмотря на известные трудности, связанные с недостаточной четкостью определений, составляющих этот правовой институт, иски о компенсации причиненного преступлением морального вреда уже настойчиво внедряются в уголовное судопроизводство.
Причем ни одна из перечисленных разновидностей вреда не охватывает преступных последствий в виде психической травмы (например, причиненной потерпевшей от изнасилования), которая повлекла психическое расстройство. Это уже не страдания и переживания, а болезнь, т.е. реальный ущерб психическому здоровью человека. Ради точности в уголовно-процессуальном законе было бы целесообразно пользоваться понятием “вред, причиненный здоровью”, которое уже применяется в нормативных актах, связанных с уголовным правом.
В защиту публичных интересов гражданский иск по уголовному делу обязан предъявить прокурор.
Предъявление одним и тем же лицом по одному и тому же уголовному делу гражданского иска о возмещении причиненного преступлением имущественного вреда и денежной компенсации вреда морального допустимо. Например, потерпевшая (мать убитого при разбойном нападении) вправе взыскать в уголовном судопроизводстве стоимость имущества, которым завладели соучастники разбоя (солидарная ответственность), а также денежную компенсацию морального вреда (с каждого осужденного).
В судебной практике, наряду с возмещением имущественного вреда по уголовному делу иногда допускаются взыскания с осужденного средств, полученных в результате преступления, при отсутствии на стороне потерпевшего убытков. Речь идет, в частности, о суммах денежной взятки, когда сами деньги не обнаружены, не изъяты и в наличии в качестве вещественных доказательств не выступают. С гражданско-правовой точки зрения подобные средства – это имущество, полученное по недействительной сделке, заведомо противной основам правопорядка и нравственности. Взыскание таких средств отмечается и в современной судебной практике. Между тем эта практика спорна. Правовой основы для нее действующий УПК не содержит.