Экстремизм как социально-психологический феномен и противоправная форма поведения в обществе

Cкачать: ms-word

Экстремизм как социально-психологический феномен и противоправная форма поведения в обществе

 

Экстремизм как социально-психологический феномен в современном обществе

Термин «экстремизм» происходит от латинского слова ехtremus − крайний. В справочной литературе под экстремизмом традиционно принято понимать «приверженность к крайним взглядам и мерам». Слово «экстремист» трактуется как человек, придерживающийся крайних взглядов, сторонник крайних мер.

Исследователи, занимавшиеся проблемой экстремизма, отмечают большие трудности, связанные с выработкой его адекватного теоретического определения, объясняя это, во-первых, сложностью феномена политического экстремизма, его исторической изменчивостью и многовариантностью, во-вторых, идеологической насыщенностью, определенной тенденциозностью и идейно-политической ангажированностью в трактовке этого понятия, в-третьих, присутствием нравственного критерия, морального компонента, что дает каждому исследователю право на собственное этическое истолкование фактов политической жизни.

В связи с многообразием толкования понятие «экстремизм» возможно в узком и в широком смыслах слова.

Узкая трактовка означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной вражды.

Широкий смысл понятия экстремизма состоит в его характеристике как всеохватывающего, исторически изменяющегося социально-политического явления, представляющего систему организаций, идеологических положений и установок, а также практических действий политически активных индивидов, общественных групп, властвующих элит и контрэлит, для которых характерным является использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам государственной власти и управления, обществу в целом, международным и национальным организациям, отдельным гражданам, населению страны или региона в целях принуждения государственных и политических структур к совершению выгодных экстремистским силам действий.

Как отмечается в научных исследованиях, расширительное толкование политического экстремизма включает его проявления во всех сферах общественной жизни.

В сфере межнациональных отношений националистический экстремизм выражается в утверждении превосходства и исключительности определенной нации или расы и направлен на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов.

В области культуры экстремизм, ориентированный на изоляционизм, отвержение опыта, достижений других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников, являющихся национальным достоянием и других крайних действиях, которые отрицательно сказываются на процессе воспитания, образования, уровне культуры российских граждан.

В области религиозных отношений религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий и используется в борьбе религиозных организаций против светского государства или в политических целях за утверждение власти представителей одной из конфессий.

По мнению большинства исследователей, экстремизм является исторически и социально обусловленным явлением, его появление и воспроизводство вызвано совокупностью объективных и субъективных причин социального, экономического, национального, идеологического, психологического характера. Применительно к российской ситуации наиболее существенными называют следующие причины активизации экстремизма: распад единого государства и усиление сепаратизма и национализма; глубокий системный кризис, охвативший все сферы жизни общества и как следствие – ухудшение социально-экономического положения населения, увеличение доли маргинализированных и люмпенизированных слоев, нарастание социальной напряженности в обществе; борьба за власть политических партий и движений; криминализация общества и политизация уголовной преступности; правовой нигилизм граждан и другие.

Эффективность педагогических действий по решению конкретной проблемы воспитания определяется их целенаправленностью и структурированностью. Различные понимания сущности экстремизма порождают сложность системной организации их профилактики.

 

Молодежный экстремизм

Экстремизм в молодежной среде

Под экстремизмом (феномен молодежного экстремизма анализируется на основе лонгитюдного исследования данного явления, проведенного лабораторией проблем молодежи Научно исследовательского института комплексных социальных СПбГУ) понимается биологический и социально-психологический феномен в основе которого лежит превышение пределов допустимого при наличии злого смысла или умысла. Молодежный экстремизм, как подчеркивается в данном исследовании, представляет собой особую форму активности молодых людей, которая выходит за рамки общепринятых норм, типов, форм поведения и направлена на разрушение социальной системы или какой-либо ее части. Существенно, что такая активность, по мнению авторов донного исследования, является «…осознанной и имеет идеологическое обоснование либо в форме стройной идеологической концепции (национализм, фашизм, исламизм, панславянизм и т. д.), либо в виде обрывочных символов, архетипов, лозунгов. И в том, и в другом случае носитель экстремистской активности осуществляет действия, направленные на причинение вреда другому, социальной группе, обществу или государству в целом, имея в виду при этом какую-либо идею, концепцию или теорию».

Типология молодежного экстремизма может строиться по различным основаниям, которые частично совпадают с приводимой выше типологией экстремизма, но подразумевает, прежде всего, «молодежный характер» участия в этой деятельности. Так, по направленности экстремистской активности выделяют:

  • Экстремизм в сфере межэтнических отношений, в основе которого лежат националистические, фашистские идеи и содержанием которого является конфликт между представителями разных национальностей. Направленность проявления экстремистской активности может осуществляться как от титульной нации по отношению к периферийной, так и наоборот;
  • Религиозный экстремизм (см. также приведенную выше трактовку данного понятия). В основе данного типа экстремистской активности лежит конфликт между представителями разных конфессий, религий, религиозных направлений, проживающих на одной территории. Идеологически экстремистские проявления могут обосновываться «отступлением от догматов», «священной войной с неверными», «сектантством религиозного течения» и т. д.;
  • Политический экстремизм − направлен против сложившейся политической системы государства, ее представителей или против политических оппонентов. В основе политического экстремизма могут лежать как социально-экономические идеи (борьба с олигархами, богатыми и т. п.), так и популярные в молодежной среде идеи смены «старой» элиты.
  • Экстремизм в сфере молодежных субкультур. В основе данного вида поведения лежит конфликт между представителями разнообразных молодежных субкультур, являющихся носителями противоположных ценностей, типов, моделей поведения и мировосприятия. Кроме этого, к данному типу может относиться и экстремистская активность по отношению к традиционной культуре, распространенной в обществе;
  • Социальный экстремизм. Базируется на конфликте разных социальных групп и ориентирован на искоренение и уничтожение отдельных сообществ.

Могут выделяться и другие основания для типологизации феномена молодежного экстремизма.

В современной России, по данным социологических исследований, наиболее значимым полем экстремизма являются межэтнические отношения (до 40 % опрошенных молодых людей в той или иной степени испытывают антипатию к представителям других национальностей), политические (12 %) и религиозные (4–5 %).

 

Причины возникновения и формы проявления экстремизма в молодежной среде в современной России

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

  1. Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом Российской Федерации.
  2. Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.

В течение последних лет в ряде регионов России активизировались неформальные молодежные группировки право- и леворадикальной направленности, участились случаи нападения на иностранных граждан со стороны активистов молодежных группировок скинхедов. По данным ряда социологических исследований, в настоящее время изменилась не только динамика нападений экстремистски настроенных молодых людей, но претерпела изменения и тактика подобных акций. Отмечается тревожная тенденция увеличения смертельных исходов в результате националистически мотивированного насилия. Данные тенденции стремятся использовать в своих интересах представители партий и движений, активно разыгрывающих «национальную карту» и пытающихся привлечь на свою сторону скинхедов и членов группировок футбольных фанатов. Как правило, данная категория молодых людей имеет хорошую физическую подготовку и навыки рукопашного боя, в том числе с применением холодного оружия и подручных средств (арматура, бутылки и т.п.).

В настоящее время активизировались неформальные молодежные «антифашистские» группы, объединяющие представителей различных молодежных субкультур, основанных на увлечении каким-либо музыкальным течением или альтернативными видами спорта, основная деятельность которых заключается в проведении силовых акций и пропагандистского воздействия в отношении скинхедов и организации массовых общественно-политических акций. Участники движения «антифа» являются сторонниками так называемых акций прямого действия, в которых применяют холодное и травматическое оружие, а также различные подручные средства. При этом зачастую члены движения «антифа» нарушают действующее законодательство и создают конфликтные ситуации с сотрудниками правоохранительных органов.

Заметно активизировались попытки иностранных неправительственных некоммерческих организаций и международных организаций по использованию молодежи для осуществления деятельности, направленной на трансформацию политической системы России.

Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.

Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.

В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:

  1. Обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).
  2. Криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).
  3. Изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности).
  4. Проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций).
  5. Рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).
  6. Наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).
  7. Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).
  8. Использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

В последнее время в сети Интернет представителями националистических организаций, создан ряд ресурсов, на которых пропагандируется разжигание межнациональной, расовой и религиозной вражды путем проведения Интернет-игр под общим названием «Большая игра. Сломай систему!». Целью указанной игры является пропаганда идей национал-социализма и совершение в рамках ее правил одновременных согласованных действий, в том числе по флэшмоб-технологии, выражающихся в провокационных и противоправных групповых проявлениях (от нанесения националистических символов и нацистской символики до проведения силовых акций в отношении лиц «неславянской внешности» и представителей правоохранительных органов).

Причины привлекательности флэшмоб-технологии для экстремистских и деструктивных организаций и движений:

  • организация и проведение акций по флэшмоб-технологии практически не подпадают под действие законодательства Российской Федерации. Их участникам можно предъявить лишь косвенные обвинения, связанные, в основном, с нарушением общественною порядка, а организаторы остаются вне поля административно-уголовной ответственности;
  • подготовка к проведению акций по флэшмоб-технологии характеризуйся высоким уровнем скрытности, что осложняет их своевременное выявление и предупреждение. Также затруднительно установить заказчиков и организаторов акций;
  • возможность перерастания рядовой акции по флэшмоб-технологии в экстремистскую или протестную путем осуществления заранее спланированных организационных мер и психологического воздействия на большое количество людей;
  • целевая аудитория акций по флэшмоб-технологии – это наиболее активная часть населения – молодежь, у которой система жизненных ценностей еще до конца не сформировалась, ей традиционно присущи определенный нигилизм, переоценка собственных возможностей и желание самовыражения. Этим при умелом манипулировании могут эффективно воспользоваться экстремисты и политтехнологи в противоправных целях;
  • акции по флэшмоб-технологии, зачастую, могут выполнять «детонирующую» функцию: немноголюдные поначалу, они в короткий промежуток времени вовлекают в процесс посторонних людей – наблюдателей и прохожих, которые становятся сочувствующими;
  • богатый опыт проведения акций по флэшмоб-технологии в России и за рубежом свидетельствует о том, что эта технология уже хорошо отработана и ее следует считать одним из средств, которое может применяться при проведении мероприятий экстремистского характера.

 

Психологические особенности экстремистских проявлений и экстремальности поведения в молодежной среде

 

Необходимо подчеркнуть, что следует четко отличать тенденции экстремального поведения в молодежной среде, обусловленные психофизиологическими и социальными особенностями подростков и молодежи, и являющиеся в целом нормальными для данной возрастной категории, и экстремистские действия в рамках существующего законодательства (см. выше), заключение о наличии или отсутствии которых в поведении граждан может делать только суд.

Отметим также, что во всем мире сегодня, по данным современных исследованиях, фиксируется заметное повышение «уровня экстремальности» поведения молодежи, а также стремительное выравнивание в гендерных проявлениях экстремального поведения (девочки стремительно «подтягиваются» по склонности к экстремальному поведению к мальчикам).

При этом четких границ «зкстремального» и «экстремистского» поведения не существует, первое может при определенных обстоятельствах перейти во второе. Соответственно, существуют определенные социальные и психологические особенности поведения в подростковом возрасте, которые могут проявиться как в «экстремальном», так и в экстремистском поведении.

 

Экстремистские тенденции в поведении подростков

Для понимания возможных предпосылок экстремистских тенденций в поведении подростков необходимо рассмотреть основные характеристики данного возраста.

Обозначим физиологические предпосылки подростковых трудностей. Это: быстрый рост тела, изменение пропорций. Самосознание «не успевает» за происходящими изменениями, растет тревожность, подросток «не узнает себя» − может развиться дисморфофобия (боязнь уродства, неприятие своей внешности). Быстрый рост приводит также к дисбалансу в организме и неустойчивости нервной системы. В этот же период происходит половое созревание, перестройка гормональной системы, появление вторичных половых признаков. В ходе гормональной перестройки в организме подростков присутствуют и мужские, и женские половые гормоны.

На основе физиологических изменений возникают определенные психологические особенности возраста, которые могут стать предпосылками экстремального и экстремистского поведения. К таким особенностям можно отнести:

  • Половое созревание и связанные с ним эмоциональные проблемы: неустойчивость, рост агрессивности и аффективный характер эмоций;
  • Необходимость принять свой новый облик, несмотря на значимые изменения внешности, выработать «имидж», соответствующий новому переживанию – «чувству взрослости»;
  • Полярность эмоций (склонность подростков переживать свои состояния как ярко положительные или ярко отрицательные без средних состояний);
  • Связанная с этим потребность в сильных ощущениях.

Данные особенности подростков не всегда осознаются самими подростками, особенно при недостаточном развитии рефлексии, в частности, потребность в сильных, новых ощущениях переживается ими некритично.

Следует отметить, что ведущими (наиболее способствующими развитию) видами деятельности у подростков являются:

  • Интимно-личностное общение со сверстниками, дружба. (Сверстники становятся в этом возрасте референтной группой более авторитетной, чем взрослые, возникает феномен «возрастной субкультуры» − языка, музыки, вкусов, образа жизни).
  • Полезная деятельность − любая деятельность, оцениваемая самим подростком как самостоятельная и полезная. К сожалению, немногие подростки включают в эту категорию учебную деятельность.

Основное переживание кризиса возраста связано с чувством взрослости. Подросток, начинает требовать прав взрослого человека, конфликтует с миром взрослых, но он, как правило, не стремится к обязанностям взрослого человека. Позитивный выход из кризиса − понимание своей ответственности. Негативными последствиями кризиса могут стать инфантилизм и негативизм.

Развивающие противоречия с 11 до 20 лет: идентичность − неопределенность. Идентичность, самоопределение должна достигаться вначале со своим полом и половым влечением, затем происходит поиск идентичности с семьей и новыми семейными отношениями, с культурой (субкультурой), этносом, а также и личностная определенность, выбор жизненного пути. Неопределенность, путаница ролей − тупиковый вариант развития в этом возрасте. Психологическими новообразованиями подросткового возраста являются чувство взрослости, половое влечение, ориентация на сверстников, устойчивая потребность в самооценке, ориентировка на настоящее время, исчезновение обязательности в учебе

На формирование экстремальности и экстремистских тенденций в поведении подростков оказывает значительное влияние такой этап взросления как «ценностный мораторий». С помощью «ценностного моратория» взрослеющая личность ищет новую, уже самостоятельную идентификацию с ценностями. При этом ценности и нормы, в том числе, нравственные, в этот период рассматриваются, но временно не применяются, как бы находятся под сомнением. В конце этого этапа должна произойти сортировка ценностей на те, которые являются принятыми, значимыми и станут мотивами поведения, и те ценности, которые социум транслировал подростку, но которые будут отвергнуты. На подростков действуют также и социальные тенденции, которые могут стать предпосылками экстремальных и экстремистских тенденций в поведении. К таким предпосылкам можно отнести:

  • Социальную напряженность, которая связана с неудовлетворенными материальными потребностями и социальным расслоением;
  • Социальную невостребованность, непонимание собственных перспектив;
  • Трудности в построении позитивной социо- этно- культурной идентичности;
  • Некомпетентность в области бесконфликтной коммуникации.
  • Потребность в позитивной самооценке приводит к стремлению завоевать авторитет в референтной группе, что заставляет искать пути самоутверждения, которые могут быть и социально желательными и нежелательными, как конструктивными, так и неконструктивными для личности.
  • Ориентировка на настоящее время проявляется в нетерпении, невозможности и нежелании что-либо откладывать на будущее.

Нерешенные проблемы на этапе взросления в подростковом возрасте могут привести к невротизации (типичны нервная анорексия, булимия), наркотизации и алкоголизации, суицидальному поведению, нежеланию взрослеть, уходу от близких отношений, избеганию вовлеченности в дело, антиобщественному поведению (например, участию в агрессивных группировках), побегам, бродяжничеству.

 

Молодежный экстремизм как форма девиантного и делинкветного поведения

Как уже указывалось выше, экстремизм существует в различных сферах жизнедеятельности: социальной, идеологической, политической, национальной, религиозной, культурной. Феномен экстремизма исследуется в таких смежных науках, как политология, юриспруденции, философия, социология, психология. Мы уже отмечали, что понятие «экстремизм» описывает такие проявления человеческой сущности, которые выражаются в первую очередь в виде взглядов, отношений и действий, отличающихся от принятых в обществе. Как правило, в трактовке экстремистских проявлений делается акцент на то, что они являются необычными, из ряда вон выходящими, крайними. Именно по такой характеристике как отличие от общепринятого, экстремистские проявления можно отнести к девиантным (отклоняющимся, англ. deviation — отклонение). В клинической психологии девиантное поведение рассматривается как система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам (правовым, этическим, эстетическим) и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. (Н.Д. Творогова, Л.А. Карпенко). Действительно, экстремисты в своих действиях выходят за рамки, предписанные в той или иной социальной среде.

Значительная часть исследователей важнейшей особенностью экстремизма считают его деструктивность, которая реализуется в противоправном поведении. В то же время, мнение об экстремизме как однозначно негативном явлении ошибочно. Экстремистские проявления могут находиться как в поле существующих у человека прав и свобод, так и в поле насилия над другими людьми. Безусловно, когда действия экстремиста доходит до насильственных, криминальных проявлений есть все основания рассматривать экстремизм как типичное делинквентное поведение. Под делинквентным поведением известный российский психотерапевт А.Е. Личко подразумевает мелкие общественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и т.д.). Ниже приведен отрывок из статьи Кривонос Г.А.: «Делинквентное поведение. Делинквенты. Криминальное поведение», в котором приведены современные подходы к понятию делинкветное поведение подростков: «…Термин «подростковая (юношеская) делинквентность», появившийся в 80-90-е годы в США, часто переводится на русский язык как «преступность несовершеннолетних» и означает нарушения закона несовершеннолетними, т.е. молодыми людьми в возрасте до 18 лет. Трудно сказать, какой из двух терминов более правильный, поскольку делинкветность обозначает специфически подростковую форму отклоняющегося поведения, а термин «криминальное поведение», или преступность – поведение взрослых людей. Различие между ними кроется также в степени профессионализма или закоренелости. Взрослая преступность, тем более рецидивная (повторная), предполагает определенный уровень профессионализма, а юношеская делинквентность – это все еще любительское занятие, проступок, совершаемый впервые. Юридический термин «подростковая делинквентность» был введен для обозначения деяний юных правонарушителей с целью не клеймить их как «преступников», а выделить несовершеннолетних из основной массы и иметь возможность обращаться с ними иначе, чем с взрослыми преступниками. В большинстве случаев их судят в специальных судах по делам несовершеннолетних, и судьи всегда стараются выносить как можно более мягкий приговор».

Делинквентное поведение – не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса РФ правонарушения, как то: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине со стороны покупателя, мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман (обсчет) покупателя продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположеном месте и др. В перечень делинквентного поведения школьников обычно входят такие проступки, как: не вернуться ночью домой, употребить алкоголь, приставать к взрослым, драться, незаконно хранить оружие, нанести тяжкие телесные повреждения кому-либо холодным оружием, воровать, прогулять занятия, курить марихуану, уйти из школы, отбирать карманные деньги у других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить общественное имущество, писать или рисовать краской на стенах и др. Для взрослых и подростков к делинквентным поступкам можно также отнести все или большинство административных правонарушений.

Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется законом, – делинквентным. Неодобрение еще не означает наказания. Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и преступным поведением. Разграничение между криминальным и делинквентным поведением можно проводить также по возрастным критериям. Криминальное поведение – дело исключительно взрослых, делинкветное – подростков и юношей. Причина простая – к уголовной ответственности можно привлекать за ряд преступлений с 14 лет, а за большинство других с 16-18 лет. А тинейджерский возраст выпадает на период с 13 до 19 лет. Таким образом, делинквентное поведение целиком выпадает на подростково-молодежный возраст. Изменение числа подростков, демонстрирующих такое поведение, не случайно. Во-первых, само увеличение доли девиантов совпадает с началом подросткового кризиса. Во-вторых, это увеличение можно понимать и как проявление особого типа трансформаций самой подростковой субкультуры, когда девиация в силу факта и ее распространенности становится нормой. Как считают Собкин В. и другие, разрешение подросткового кризиса для значительной части подростков происходит именно через обращение к девиантной форме поведения, когда девиация выполняет функцию обряда возрастной инициации, обеспечивая переход во «взрослость».

Таким образом, социальные отклонения играют в обществе противоречивую роль. С одной стороны, они представляют угрозу стабильности общества. С другой стороны, девиантное поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Причинами отклонений может стать множество факторов. Поэтому существует целый ряд теорий, по-разному объясняющих возникновение девиантного поведения. Следует также отметить, что сегодня существует два ведущих подхода к определению понятия «делинквентность». Сторонники первого подхода относят к делинквентному поведению мелкие правонарушения и поступки, не влекущие за собой уголовной ответственности. В этом случае делинкветность проявляется в мелком хулиганстве и мошенничестве, «домашних» кражах, угонах транспортных средств, вызывающем поведении в общественных местах. Автор этого подхода Беннет полагает, что большинство правонарушений в подростковом возрасте совершается из-за озорства и любопытства, стремления показать свою смелость, поразить сверстников, иногда, чтобы испытать острые ощущения. Соответственно, ведущим мотивом делинквентного поведения в рамках этого подхода выступает потребность в самоутверждении, иногда реализуемая через насилие (А.И. Миллер). В рамках другого подхода делинквентное поведение трактуется, как поведение, несущее опасность для жизни, здоровья и благосостояния людей. Соответственно, критерии делинквентности поведения четко зафиксированы по мнению сторонников этого подхода в уголовном кодексе, с определением тяжести проступка и указанием меры наказания. В рамках этого подхода делинквентное поведение напрямую связано с нарушением социальной нормы, имеющей санкции, (уголовные нормы), и проявляется в намерении нанести ущерб, вред другому человеку или группе людей (Л.Д. Столяренко).

Более других возрастных групп к экстремистским проявлениям склонна молодежь с ее склонностью искать простые решения из сложных жизненных ситуаций. Именно молодежи более других возрастных групп, свойственны крайности во взглядах, отношениях и поведении. В последние годы отдельные проявления экстремизма встречаются в российских школах.

Особое значение имеют психологические факторы, способствующие развитию экстремизма. Можно говорить о системе мотивов характерных для личности экстремиста. Для экстремиста характерны мотивы самоутверждения и власти; протеста и мести; самореализации; преобразования мира; корыстные мотивы.

Одним из факторов «запускающих» экстремистское поведение, обращенное против других людей, являются особенности субъективного восприятия человеком трудной для него жизненной ситуации. Для иллюстрации данного тезиса обратимся к исследованиям проведенным Р. Лазарусом. Им было выявлено пять типов реагирования человека на ситуации, успех в которых очень является значимым, и в то же время практически недостижимым. Исходные данные были неизменны для всех типов восприятия: человек очень хочет достигнуть привлекательной для него цели, но шансов для этого почти нет. В трудной жизненной ситуации человек обращается к имеющимся у него личностным и социальным ресурсам, которые создают условия для определенных типов реагирования личности в трудных жизненных ситуациях.

Первый тип реагирования заключается в том, что люди воспринимают невозможность добиться желаемого, как следствие собственной слабости, «неполноценности». Остро переживая мнимое или реальное отсутствие у себя необходимых способностей, они отказываются от попыток достижения желаемого и впадают в депрессию. Тяжелое переживание своей «недостаточности» в сочетании с поведенческой пассивностью, может негативно сказаться на здоровье и жизни такого человека, а также его близких. Другие люди, переживая неудачу, отчетливо осознают, что не только хотят, но и могут добиться, того что им необходимо, благодаря своим усилиям и способностям. Таким образом, происходит обращение к внутренним ресурсам и человек реагирующий таким образом, продолжает трудиться над решением значимой для него задачи и, в конечном счете, достигает желаемого. Исход первоначально проигранной ситуации является благоприятным как в отношении дела, так и психологического состояния человека. Третьи, не считая себя способными получить то, что они хотят, знают и умеют достигать желаемого, используя внешние ресурсы: помощь благодетелей, друзей и т.д. То, чего они хотят добиться, приходит в их жизнь, как бы сами собой. Не касаясь нравственных аспектов подобных способов «приручения успеха, важно отметить, что с психологической точки зрения эти люди не испытывают больших проблем.

Следующий тип реагирования также является психологически безопасным. Свойственный такому типу ответа на трудность, способ оценки ситуации и последующих действий характеризуется тем, что человек оказывается в состоянии «не застрять», «не зациклиться» именно на этом недоступном для себя объекте, а готов активно искать новые сферы достижений. Внутренний диалог может звучать так: «Да, я не получил то что хотел, но я буду искать другие возможности».

И наконец, последний, крайне пагубный тип реагирования личности на «гарантированный» неуспех в значимой ситуации. Остановимся на данном способе оценки ситуации неудачи подробнее, так как, на наш взгляд, он имеет непосредственное отношение к психологическим основаниям экстремистского поведения. Человек, откликающийся на неуспех в соответствии с данным типом реагирования, остро переживает нехватку своих способностей решить важную для него задачу, мучается от крушения надежд, но особенно глубоко и болезненно чувствует несправедливость той ситуации, в которой он находится. «Я никогда не получаю того, чего хочу и заслуживаю. Разве я хуже других?» − спрашивает он. «В мире, в котором я живу, нет справедливости». И вывод, который делает такой человек, очень прост: «Я имею право нарушать правила и нормы этого несправедливого мира». Таким образом, некоторые люди в ситуации неудачи, мучительно переживая невозможность получить то, что для них желанно, погружаются в чувства несправедливости, обиды, гнева. Оценивая свои трудности и неудачи как несправедливые, такие люди предоставляют себе право протестовать, мстить. Следствием такой оценки неуспеха и связанных с ней негативных переживаний, являются обращенные к другим людям и ко всему миру мстительные действия. Присущее человеку желание полноценной жизни превращается в борьбу с людьми и миром.

Примечательно, что мстительное поведение носит возвратный характер, то есть мстящий человек считает, что возвращает другим людям то зло, которое они ему принесли. Совершаемые таким образом мстителем физическое насилие, оскорбления, клевета, хамство, или другие разрушительные действия в отношении других людей, понимаются им, как справедливые. Еще одной важной особенностью мести является то, что она зачастую обращена не против того, кто причинил мстящему человеку какой либо ущерб, а против любых других людей. Зачастую такому смещению способствует обобщение «Все вы такие или «Все они такие».

Еще одним источником негативного реагирования являются экстремистские материалы. Связь между переживаемыми человеком отрицательными эмоциями и экстремистскими проявлениями подтверждаются данными современных исследований. Выявлено, что знакомство юношей и девушек с материалами экстремистского характера приводят к изменению эмоционального состояния человека. Позитивные эмоции и чувства сменяются плохим настроением, печалью, тоской, разочарованием, пессимизмом и ощущением жизни как несчастной. Более того, экстремистские материалы приводят к изменению «отношения к определённым социальным группам на более негативное, и повышении уровня открытого проявления агрессии по отношению к ним». [7 с.].

В практическом плане особое значение имеет профилактика экстремистских проявлений несовершеннолетних и предупреждение развития личности школьника, склонной к экстремизму.