Лингвистические проявления экстремизма
- Открытые призывы к насилию (в конкретной ситуации, с указанием объекта насилия; провозглашение насилия допустимым средством в своих статьях, документах и т.п.; в том числе и в виде абстрактных призывов типа «Бей жидов!», «Убивай хачиков!», «Смерть черным»);
- Открытые призывы к дискриминации, в том числе в виде общих лозунгов;
- Завуалированные призывы к насилию и дискриминации (пропаганда «позитивных», исторических или современных, примеров насилия или дискриминации; выражения типа «хорошо бы сделать с ними …», «давно пора …», «нужно всем вместе сделать…», «следует не позволять им …» и т.п.);
- Создание негативного образа этнической или религиозной группы (сопряжено не с конкретными обвинениями, а скорее передано тоном, контекстом текста);
- Оправдание и поощрение исторических случаев насилия и дискриминации (выражения типа «турки резали армян в 1915 году в порядке самообороны»);
- Публикации и высказывания, подвергающие сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации (например, масштабы Холокоста преувеличены, «чеченцев выслали за то, что они перешли на сторону Гитлера»);
- Утверждения, заявления о неполноценности другой этнической или религиозной группы и ее представителях (недостаток культурности – «необразованные, варвары, дикие, невоспитанные, с гор спустились и т.д.», интеллектуальных способностей – «умственно ограниченные тупые, низкий интеллект и т.д.», неспособность к созидательному труду) той или иной этнической или религиозной группы как таковой (идеи типа «азербайджанцы только на рынке работают», «казахи туповаты», «цыгане – бездельники», «русские – пьяницы» и т.д.);
- Утверждения об исторических преступлениях той или иной этнической или религиозной группы как таковой (типа «мусульмане всегда распространяли свою веру огнем и мечом», «поляки всегда злоумышляли против русских»);
- Утверждения о криминальности той или иной этнической или религиозной группы (например, «цыгане – воры»);
- Утверждения о моральных недостатках той или иной этнической или религиозной группы («евреи корыстолюбивы», «цыгане – обманщики» – отличать от культурной или интеллектуальной неполноценности);
- Рассуждения о непропорциональном превосходстве той или иной этнической или религиозной группы в материальном достатке, представительстве во властных структурах, прессе и т.д.;
- Обвинения в негативном влиянии той или иной этнической или религиозной группы на общество, государство («размывание национальной идентичности», «инородцы превращают Москву в нерусский город», «мормоны подрывают нашу православную идентичность»);
- Упоминание этнической или религиозной группы или ее представителей как таковых в унизительном или оскорбительном контексте (в том числе в уголовной хронике или просто при упоминании этнонима);
- Призывы не допустить закрепления в регионе (районе, городе и т.д.) мигрантов, принадлежащих к той или иной этнический или религиозной группе (например, протесты против строительства мечети в «православном городе»);
- Цитирование явно ксенофобных высказываний и текстов без комментария, определяющего размежевание между позицией интервьюируемого и позицией журналиста; аналогично – предоставление места в газете для явной националистической пропаганды без редакционного комментария или иной полемики;
- Обвинение группы в попытках захвата власти или в территориальной экспансии (в буквальном смысле, в отличие от призывов не допустить закрепления в регионе);
- Отрицание гражданства (то есть упоминание российских граждан как иностранцев в зависимости от их этнической идентификации).
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИЦ, УЧАСТНИКОВ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Основные понятия:
Неформальные объединения: это сообщества, объединенные по признаку субкультуры, у них отсутствует четкое членство. Почти все существующие неформальные подростково-молодежные объединения, можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных на свободное времяпрепровождение.
Неформальная молодежная субкультура − это система символов, норм и ценностей и
социальных институтов, определяющая самоидентификацию, поведение и деятельность индивидов и групп, регулируя, таким образом, значимую часть жизнедеятельности своих адептов.
Система выявления
Этапы работы |
Необходимые компетенции | Методическое обеспечение | |
1 | Информационная составляющая
|
Получение информации о НМО, внешних признаках, функционировании НМО, социально-психологических особенностях членов НМО. | Различные информационные материалы на бумажных и электронных носителях. Курсы повышения квалификации. |
2 | Организация деятельности | Учет полисистемного характера причин, способствующих вовлечению несовершеннолетних в правонарушения, | Планирование. Программно-целевой метод. Организация работы службы сопровождения.
Исследовательская деятельность. |
3 | Деятельность по изучению групп риска и выявлению членов НМО | Выявление лиц, участников неформальных молодежных объединений на основе комплексного подхода, с опорой на организационно-правовые меры. | Конкретные действия педагогов и специалистов в функциональные обязанности которых входит работа по выявлению групп риска. |
Примерные индикаторы для выявления подростков «группы риска», в том числе, принадлежащих к НМО – своевременное обращение внимания специалистов на:
- Наличие у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение)
- Появление у подростков депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», «эмоциональные всплески»
- Пропуски уроков и учебных дней без уважительных причин
- Употребление или предполагаемое употребление алкоголя или наркотических веществ
- Кризисная ситуация в семье
- Резкое ухудшение состояния здоровья
- Другие случаи, когда изменение социальных или иных условий представляет угрозу благополучию подростка
- Появление необычной атрибутики во внешнем виде
Способы получения необходимой информации:
- Анализ классных журналов
- Опрос мнения учителей о школьнике
- Анализ учета посещаемости занятий
- Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
- Беседы с родителями ученика
- Социометрические исследования
- Наблюдения
- Беседы со школьником
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования